- Начнем с того, что мусульмане - коренные, исконные жители нашей страны. Они населяют Татарстан, Башкортостан в Центральной России и Северный Кавказ - Чечню, Дагестан, Ингушетию, Адыгею, частично Северную Осетию, Карачаево-Черкесию. Ислам появился на территории России, где-то 14 веков назад. Другое дело, что процесс утверждения его норм растянулся на века. Так что мусульмане - это не какие-то пришлые люди, а исконная часть нашего населения. Для них Россия - родина. И относиться к ним надо как к соседям, живущим в общем доме, а не как к чужакам, временно снимающим здесь жилье.
- Действительно, у нас общая судьба. После революции гонениям подвергалась не только христианская, но и мусульманская вера...
- Взрывали церкви, разоряли мечети, подвергали гонениям служителей православия и мулл. Десятки тысяч мусульманских священнослужителей были репрессированы. И так же, как православных, их считали врагами народа, сажали и расстреливали за антисоветскую деятельность, за то, что проповедовали религию "опиум для народа". В Татарстане, к примеру, до революции были тысячи мечетей, сохранилось несколько десятков...
Лишь годы перестройки стали годами возрождения православия в России так же, как и ислама. Построены и строятся многие сотни мечетей. Издается масса религиозной литературы. Помню, когда-то за Коран на русском языке мне на Кавказе предлагали 50 баранов - такая это была редкость. Теперь иди и покупай на любом книжном развале. Каждый мусульманин по заветам Пророка должен стараться хотя бы раз в жизни совершить хадж - паломничество в Мекку. И если из Советского Союза туда с великим трудом выезжали в год максимум 10-15 человек, то нынче ежегодно - 20 и более тысяч. При мечетях открыты медресе для школьников, при духовных центрах - а их уже много - ведутся занятия для взрослых. В Москве есть Высший исламский духовный колледж - он готовит религиозные кадры.
- Короче говоря, ничто не мешает мусульманам в России исповедовать свою религию?
- Да, и тем не менее проблем достаточно. Я хотел бы остановиться на трех, наиболее важных. Первая - внутриконфессиональная. В России создано много духовных управлений мусульман. И между ними нет единства, руководители ведут бесконечные споры, возникают конфликты. Это мешает решать и проблемы внутренней жизни, собственно религиозные, и негативно влияет на восприятие мусульман другими людьми. Нелегко проповедовать исламские истины, если духовные лидеры не могут договориться между собой.
Но вот другая проблема: ислам и российское общество. Рассматривает ли оно мусульманскую религию как нечто чуждое, постороннее или в лучшем случае относится к ней терпимо? Готово ли использовать богатства ислама для становления, обогащения новой России? Ведь ислам - это мировая религия. И не только религия в узком смысле этого слова. Ислам - это образ жизни, мышления, культура, которая накладывает очень большой отпечаток на мирскую, светскую жизнь верующих. Ислам накопил огромный нравственный, интеллектуальный, культурный, духовный потенциал. Ведь если бы не мусульмане, Европа Платона и Аристотеля не прочитала бы, не знала бы своего забытого прошлого - арабы принесли его через Андалузию. От них пришла к нам любовная лирика, "1001 ночь", сюжеты о Тристане и Изольде. Европа до арабов не знала понятия семейной любви, любви в браке, не случайно в средневековье это называли "арабским недугом".
- Вы полагаете, что российское общество очень мало знает об исламе?
- Увы, это так. А между тем в исламе нет ни политических, ни социальных, ни национальных различий. Люди делятся по двум категориям: верующий - неверующий, знающий - не знающий. Потому что только знающий человек является истинно верующим. По преданию Пророк Мухаммад сказал: один час, отданный науке, значит больше, чем многие, проведенные в молитве. Слово "шариат" (в точном переводе - прямой путь) означает начертанную Аллахом дорогу, двигаясь по которой, правоверный достигает нравственного совершенства и мирского благополучия. Ислам мягок и лоялен к человеку. Вот послушайте один хадис - предание, повествующее о делах и словах пророка Мухаммада. Аллах, рассказывает он, запишет за человеком одно доброе дело, даже если он только задумал, но не сумел осуществить его. Если же это доброе дело он совершил, то запишет за ним 70 добрых дел. Но если человек задумал дурное дело, но не осуществил его, Аллах все равно запишет за ним одно доброе дело - за то, что дурного не совершил. А если все же осуществил дурное - запишет одно дурное дело... Вдумайтесь: Аллах награждает больше, чем наказывает, - это ли не урок нравственности? И таких мудростей в исламе тысячи...
А спросите наших граждан, что они знают об исламе? Муэдзин кричит на заре, зеленые повязки на головах боевиков... Вспоминаю, когда началась первая чеченская война, меня пригласили на одну московскую радиостанцию. Не успел я войти в зал, как подбежал молодой человек, сунул микрофон и спрашивает: "Почему с мусульманами можно разговаривать только с помощью оружия?" - "Разве? - отвечаю, - я с мусульманами беседую 30 лет и ни разу не доставал ни пистолета, ни ножа". Интересуюсь, знает ли он имя Хомейни? Конечно - реакционный лидер. И "Хезболлах" знает - какая-то там в Палестине террористическая организация. А вот о величайших средневековых мыслителях Фараби и Ибн Рущде не знает, и что Авиценна первым сделал операцию аппендицита - не слышал. Разве можно ничего не знать о тех, с кем разделяешь общую судьбу? Живем вместе? Взять хотя бы мусульманское право. Из него мы могли бы почерпнуть для себя очень многое.
- Что именно?
- В мусульманском праве в деталях разработано понятие брачного договора: он защищает имущественные права женщины в случае развода, регламентирует отношения с родственниками. У нас же брачный договор практически не вошел в быт. Или, к примеру, институт вакфов - это когда человек жертвует свое имущество на благотворительные цели. В мусульманском праве подробно оговорены отношения трех сторон: и того, кто жертвует, и того, в чью пользу идут средства, и того, кто ими управляет. У нас часто и жертвовать не хотят, потому что боятся, что деньги эти попросту разворуют. При соблюдении норм мусульманского права такое просто невозможно, так надежно организовано управление вакфами. За счет них всегда существовали библиотеки, больницы, сиротские приюты...
Увы, об этом не знают не только простые люди, но подчас и студенты, изучающие юриспруденцию. В университетах читают европейское, американское право. Но не исламское. Почему? Даже в мусульманских регионах нелегко организовать в вузах занятия по изучению истории, культуры ислама. Это зависит от местных властей. Попробуйте им предложить прочесть курс шариата. В ответ услышите - это о том, как рубят головы?
- Но ведь это тоже можно понять. Исламский экстремизм в последнее время все громче заявляет о себе. Преступления чеченских боевиков, расправы с пленными, похищения заложников создают не самый привлекательный образ ислама?
- Это и есть третья проблема. Но, во-первых, политический экстремизм, к сожалению, - вообще примета современного мира. И в исконных христианских странах мы встречаемся с этими тревожными явлениями. А во-вторых, исламский экстремизм - действительно острая, болезненная проблема. И если уж говорить о самом тревожном - о Чечне, то скажу однозначно: с бандитами надо бороться и силой оружия, и применяя уголовное законодательство. Тут двух мнений быть не может.
Но надо понимать и то, что международные террористы, радикалы, которые там действуют, часто только прикрываются исламом. Многие на Кавказе сегодня живут тяжело, плохо, нет работы, жилья, у молодежи подчас - никакой жизненной перспективы. И вот приходит человек и говорит: "Вы выброшены за борт жизни, русские тут хозяйничают, веру нашу топчут, вспомните, что вы мусульмане. Вперед, за мной!" Нет ничего опаснее, чем игра на религиозных чувствах!
Даже если перебить, пересажать всех боевиков, но не решить жизненно важные проблемы региона, появятся новые экстремисты, которые будут играть на бедах людей. Так что в Чечне первоочередная задача - наладить нормальную, мирную жизнь. Но вместе с тем надо разоружать радикалов идеологически. Показать людям, что экстремисты лишь выхватывают отдельные положения шариата, не понимая, да порой и не желая понимать всей его глубины и гуманности. Да им этого и не надо. Для них ислам боевое знамя, а не вера. Если с преступлениями бандитов надо бороться силой закона, то с идеологией, с помощью которой они вербуют простых людей, - верой. Силой ислама надо бороться с бандитами за мусульман. За их сердца и души!
- Каким образом?
- Ислам, к примеру, утверждает, что если какие-то действия ставят под удар саму религию, то таких действий надо избегать. Исламский терроризм ставит под удар сам ислам. Что могут думать о людях, которые начиняют тротилом машину, чтобы взорвать дома мирных жителей? Все что угодно, кроме того, что эти люди являются носителями гуманистической культуры и добра. Истинный ислам не может не осуждать экстремистов. Вот вы идете по лесу и пытаетесь выбраться на правильный путь. Но вокруг много тропинок - они ведут направо, налево. Это тоже часть пути, но, идя по такой кривой дороге, не попадешь на верную. Так вот и эти террористические действия - тупиковая тропа, набор догм, которые вырваны из контекста истинных исламских ценностей.
Один мусульманский ученый сказал: чем выше, чем сильнее вера, тем строже человек следует принципам и снисходительнее относится к частностям и мелочам. Все зависит от обстоятельств, от возможного результата. Если рассуждать догматически любой принцип веры можно исказить до неузнаваемости. Вот пример. К мусульманскому мыслителю пришел человек и спрашивает: можно ли искупить перед Всевышним грех убийств. Тот ответил: нет, ни в коем случае. Услышав это, друзья удивились: прости, но вчера ты ответил, что можно. Ученый объяснил: вчера ко мне пришел человек с остановившимся взором, трясущимися губами, я почувствовал, что он совершил убийство и сказал ему - молись, надейся, что Всевышний тебя простит. А сегодня спрашивал меня спокойный человек, я понял, что он только задумывает убийство, и сказал ему: не отмолишь! Надеясь, что это остановит его и он не совершит преступления.
О чем это говорит? Надо не следовать мертвым догмам, а понимать истинный, глубинный смысл ислама. Надо признать, что ислам - это не неизбежное зло, а естественный процесс возвращения людей к своей истории, к своей собственной сути. Надо сделать его союзником, а не отдавать оппозиционным силам.
Важно понять, что трудные периоды в истории народов и стран наступают и заканчиваются, политические и социальные кризисы рождаются и проходят, появляются и исчезают причины веронетерпимости, предвзятости, подозрительного отношения к чужим культурам и верам. Но ценности, отражающие опыт поколений и мудрость веков, остаются. К ним относится и просвещенный ислам. Мы живем с мусульманами на одной земле и должны жить в мире и согласии, дополняя и обогащая друг друга.