ОШИБКА С ПРЕТЕНДЕНТОМ

Сегодня Московская городская Дума обсудит кандидатуру нового начальника ГУВД. Это событие могло бы остаться лишь фактом личной биографии претендента, если бы не два обстоятельства. Во-первых, статистика. В то время как в целом по стране уровень преступности в прошлом году хоть немного - на 1, 6 процента, но все же снизился, в Москве повысился, да как! По сравнению с 1999 годом - на 41 процент.

И вот, словно "в пику" всему этому, министр внутренних дел РФ Владимир Рушайло называет имя кандидата на должность начальника столичного ГУВД - генерал-майора милиции Виктора Швидкина. Да, того самого, за время исполнения которым обязанностей начальника ГУВД Москва и начала превращаться чуть ли не в криминальную столицу и против которого мэр Юрий Лужков, правительство "главного города" уже неоднократно высказывались. Это и есть второе обстоятельство, что делает нынешнее обсуждение в гордуме событием отнюдь не городского масштаба. Поставит ли оно точку в затянувшемся противостоянии? Корреспондент "Труда" беседует с председателем Московской городской Думы заместителем председателя Совета Федерации России Владимиром Платоновым.
- Я хочу, чтобы поняли, что за несогласием Лужкова с мнением министра стоит не борьба двух чиновников - федерального и регионального масштаба, а позиция мэра. Юрий Лужков избран москвичами. Они наделили его полномочиями, но с него же и спрашивают за решение всех столичных проблем, в том числе и за правопорядок. И тут уж не скажешь: "Это не мой вопрос, идите к Рушайло". А ситуация с преступностью в городе и впрямь критическая. Смею утверждать, что мы даже не представляем себе ее истинных масштабов, и не будем знать до тех пор, пока регистрация совершенных преступлений находится в руках самой милиции. Ведь бороться с преступностью можно раскрытием этих преступлений, а можно - сокрытием... И если даже при таком несовершенном учете криминогенная ситуация ухудшается, значит, дела плохи: невозможно скрывать, как правило, самые тяжкие преступления. Такую картину мы и имеем: на 50,4 процента стало больше разбойных нападений на гостей и жителей столицы, на 51,7 - грабежей, на 24 - похищений людей, на 17 процентов - преступлений с признаками бандитизма. Я цитирую справку самого и.о, представленную в Думу. Но надо еще иметь в виду и то, о чем он умолчал: за 10 месяцев прошлого года столица вошла в десятку регионов страны с наиболее низкой раскрываемостью. Такую оценку дает МВД РФ, глава которого, несмотря на это и, в сущности, вопреки закону, продолжает настаивать на кандидатуре Швидкина.
- Министр-правоохранитель отклоняется от закона? Это что-то новенькое...
- По Конституции РФ вопросы охраны общественного порядка - а милиция занимается и борьбой с преступностью, и охраной общественного порядка - относятся к совместному ведению федеральных органов власти и субъектов Федерации. Статья 7 Закона РФ "О милиции" конкретизирует, что имеется в виду: назначает и освобождает руководителей управлений внутренних дел министр, но непременно с согласия субъектов Федерации. Причем не только исполнительной власти, но и законодательной.
Владимир Рушайло счел возможным нарушить этот закон, сначала не согласовав ни с мэром, ни с гордумой увольнение прежнего начальника ГУВД Николая Куликова. После взрывов жилых домов в 1999 году его обвинили в недостаточно активной борьбе с терроризмом. Следуя этой логике, после взрыва на Пушкинской площади, случившегося минувшей осенью, и сам министр, и его столичный представитель давно должны были подать в отставку. Но они этого не сделали. Да и мы так вопрос не ставим. Ну не министр же, к примеру, виноват в войне в Чечне? Но то, что увольнение Куликова было больше делом политики, чем обыкновенного здравого смысла, - очевидно. Аналогичная ситуация и с назначением его преемника. 15 сентября прошлого года в ответ на представление министра Лужков выразил несогласие с кандидатурой В.Швидкина. В соответствии с законом внести бы министру на рассмотрение другого кандидата, а он вместо этого 6 ноября вновь прислал мэру представление все на того же и.о...
- Городская Дума высказывала свою позицию на этот счет?
- Нет. Впервые получив документы на В.Швидкина, мы не стали их рассматривать, так как еще не было судебного решения о незаконном увольнении Куликова. Для того, чтобы защитить нарушенные права субъекта Федерации, депутаты намеревались дойти до Конституционного суда. Этого не потребовалось, так как неправедный приказ был отменен. Сейчас, после получения повторного представления В.Рушайло, обсуждение этого вопроса включено в повестку дня. Естественно, перед этим депутаты запросили и изучили целый пакет документов, чтобы оценить ситуацию более объемно. Возможность высказаться обо всем наболевшем получат и министр, и Швидкин - мы не хотим, чтобы бумаги закрыли живых людей. Решение же будем принимать тайным голосованием - чтобы никто ни на кого не давил.
- Вы уже решили, как проголосуете?
- Лично я против кандидатуры Швидкина хотя бы потому, что считаю: за год, который он фактически проработал на этом посту, можно было сделать гораздо больше. Мне не понятно, когда говорят: дескать, вот он всего-навсего исполняющий обязанности и потому не в состоянии что-либо всерьез изменить... Почему? Имея-то все те же полномочия, что получил бы и после утверждения! Развалил же, по-моему, многое из того хорошего, что было в прежнем ГУВД. Не прекращается кадровая чехарда в руководстве важнейшими подразделениями. Все больше специалистов-профессионалов покидают систему, и замены им нет - на 26,4 процента сократилось число принятых на службу. Главная ошибка, совершенная Швидкиным, состоит, на мой взгляд, в том, что он слишком увлекся политикой в худшем смысле этого слова. Столица из-за этого многое потеряла. Была, например, здесь организована первая в России экологическая милиция. Присмотреться бы к ней получше, использовать все ценное, постепенно избавляясь от недостатков, а вместо этого взяли и разогнали... В тот самый момент в других регионах по рекомендации Совета Федерации ее опыт стали брать на вооружение. А вспомним письмо следственного комитета о коррупции в правительстве Москвы? Я не припомню другого такого неудачного документа, в котором бы не было и тени права, зато в изобилии политика. Я утверждаю это как бывший следователь прокуратуры. В представленных материалах - ни одного законченного и переданного в суд уголовного дела, ни одного грамотного представления, прочитав которое, стало бы ясно, кто в чем виноват и какие факторы способствовали этому преступлению. Как выяснилось, авторы этого нашумевшего документа взяли за основу данные проверок структурных подразделений правительства Москвы - контрольно-счетной палаты, КРУ и других, выявивших какие-то нарушения и направивших их в правоохранительные органы как раз для досконального расследования и принятия мер. А там вместо этого подняли шум: смотрите, как у вас все плохо!
- Когда же будет поставлена точка в этом затянувшемся конфликте - ведь, как ни суди, пользы от него никому нет?
- Надеюсь, что конец будет положен сегодня, на заседании гордумы, так как мэр уже все сказал. Если кандидатуру Швидкина не согласуют и депутаты, то у министра не останется оснований и дальше настаивать на ней ни с точки зрения морали, ни с точки зрения закона.