В Москве прошел Пятый фестиваль памяти выдающегося пианиста
Крайне стыдно, но я не знал, что нынешний фестиваль имени Наума Штаркмана в Москве – уже пятый. Более того, и на концерт-то удалось выбраться только на самый последний – теперь очень жалею, что за событийной перенасыщенностью московской культурной жизни не разглядел вовремя этого прекрасного события, посвященного памяти одного из ярчайших отечественных пианистов. Урок впредь – благо будет возможность «исправиться»: организаторы обещают продолжить традицию.
Самого Наума Львовича слушал неоднократно, всегда радовался удивительной естественности его игры: вот, казалось, именно так и слышали свою музыку Шопен, Лист, Рахманинов… Потом прошло много лет без Штаркмана, ушедшего из жизни в 2006-м, – и сейчас в зачине того самого итогового концерта V фестиваля дали видеоролик из Большого зала консерватории: си-бемоль минорный ноктюрн Шопена в исполнении мастера. И это тот случай, к которому в точности подходят замечательные слова, сказанные однажды Родионом Щедриным: бежишь по суетной жизни, и вдруг в момент, когда не ждал, застигнет тебя великая музыка, которую, казалось, знал от ноты до ноты, но так хватанет за сердце, будто слышишь ее впервые…
Вот так хватанул за сердце ноктюрн – чистотой стиля, завершенностью формы. Понятно, почему Штаркмана называли Рафаэлем фортепиано.
А затем на сцену Башмет-центра вышли собственно участники концерта. Один из них – Денис Чефанов, ученик Наума Львовича, его ассистент, теперь сам преподаватель. Слушая такое исполнение 4-го скерцо Шопена – самого причудливого, импрессионистичного, ажурного из всех четырех, а вместе с тем и самого напевного (изумительная народная тема в середине) – испытываешь гордость за фортепианную школу Московской консерватории.
Особенно часто в этот вечер звучал Шуберт – один из любимейших композиторов Штаркмана. Например, знаменитые листовские обработки песен «Мельник и ручей» и «Серенада» в уверенной интерпретации другого, турецкого ученика маэстро Гейкхана Айбулуса.
Не отставали и совсем юные – воспитанники фонда «Новые имена», которых мудрые устроители фестиваля таким образом приобщают к штаркмановской традиции. Скажем, Настя Барабанова – чудесная девочка, трогательно кайфующая от шубертовского Экспомтаop.142 №3 в обработке Брамса, хотя еще немного путающая стиль первого венского романтика с милым хлопушечным треском Вебера или Гуммеля – ничего, ей объяснят, в том числе и товарищи по фестивалю.
Вот другому «новоименцу», Леониду Гуревичу, ликбез по с тилям уже совершенно не нужен, он точно уловил настроение скрябинских прелюдий op.16 – мужественную печаль соль-диез минорной, буколичность фа-диез мажорной, скорбную речитативность ми-бемоль-минорной…
Ну и респект мастерам – например, петербурженке Юлии Стадлер (ажурные «Грезы» Черепнина, «Мечта» Сибелиуса, редкая обработка «Вокализа» Рахманинова с неожиданным перенесением пьесы в си-бемоль минор, отчего она приобрела непривычный «меццо-сопрановый» колорит – Наум Львович, кстати, любил вставлять в свои программы подобные раритеты). Своего рода сенсация – дебют дуэта Татьяны Зеликман и Владимира Троппа в фа минорной фантазии Шуберта: до сих пор мы слышали этих прекрасных пианистов и педагогов только «порознь». И венец программы – 4 прелюдии Рахманинова ор.23 плюс бис – переложение романса «На заре» в поразившей звуковой насыщенностью интерпретации профессора Московской консерватории Владимира Овчинникова.
Поблагодарим всех организаторов, а прежде всего – Александра Штаркмана, сына Наума Львовича и уже давно тоже знаменитого пианиста, не только давшего сольный клавирабенд, но и, главное, собравшего всю программу праздника, привлекшего в нее пианистов Алексея Мельникова и Каспараса Уинскаса, скрипача Алексея Лундина, виолончелистов Александра Князева и Андрея Березина и даже целый оркестр «Гнесинские виртуозы» под управлением Михаила Хохлова. Завидую тем, кто все это в чудесном зале маленького готического замка на Большой Полянке – Башмет-центра – услышал в эти декабрьские дни. И постараюсь VI фестиваль, который нам обещают через год, уже послушать целиком.