Главная Культура 18:22 30 Декабря 2018 3223
Оперу и Дед Мороз любит

В концертных залах столицы – парад мировых вокальных звезд

Сергей Бирюков
На сцене Большого зала консерватории – Екатерина Семенчук, Юлия Лежнева, Павел Петров и собравший их всех вместе глава Большого симфонического оркестра Владимир Федосеев. Фото автора

Традиционно предновогодье — время парадов любимых публикой артистов, из которых особой симпатией пользуются оперные певцы. На днях удалось попасть на два таких вечера, которые собрали опытнейшие маэстро — Владимир Федосеев и Владимир Спиваков. И там и там было кому и за что аплодировать.

Застольная консерваторская

Владимир Иванович — разумеется, во главе Большого симфонического оркестра имени Чайковского — вывел на сцену трио международных звезд — Екатерину Семенчук, Юлию Лежневу и Павла Петрова, которые исполнили для публики Большого зала Московской консерватории арии и ансамбли из опер XVIII — XIXвеков, не забыв и об оперетте века ХХ.

Владимир Федосеев — проверенный мастер таких вокально-симфонических «променадов», всегда со вкусом подбирающий в них солистов, да и свой оркестр не забывающий выигрышно подать, как, например, на этот раз в стильно и классично сыгранной увертюре к «Свадьбе Фигаро», или бравурном (но — по-федосеевски, в меру) антракте к четвертому действию «Кармен», или в удалом марше из оперетты Легара «Ева».

В самые духоподъемные моменты Владимир Федосеев дирижировал всем залом

Что до Екатерины Семенчук и Юлии Лежневой, то им надо было «только» подтвердить свой и без того громадный авторитет — Екатерине в традиционном для нее романтическом репертуаре, Юлии — в барочном и ранне-классическом. Семенчук взяла публику за живое первым же своим номером, исполнив арию Лауретты из оперы Пуччини «Джанни Скикки», написанную, как известно, для сопрано. Впрочем, трюк здесь скорее композиторский, чем исполнительский: сочинитель уместил эту очаровательную мелодию в пределы верхнего ля-бемоль, которое прекрасно звучит и у меццо-сопрано, тем более такого богатого, как у Екатерины. Этот мощный верх певица эффектно задействовала и в дальнейших сольных номерах — арии Далилы, хабанере Кармен, особенно же — в арии Эболи, где ее голос, взвиваясь, подобно мустангу, на верхнее си, передавал характер неукротимой и мстительной героини Верди. А вот нижний регистр у Екатерины почему-то терялся среди звуков оркестра, как ни старался маэстро Федосеев их в эти моменты приглушить. Впрочем, возможно, это дефект акустики крыльев партера, где сидел я, поскольку обладатели других мест подобного изъяна не заметили. Зато «пьяные» куплеты оффенбаховской Периколы, а особенно вальс Джудитты из одноименной оперетты Легара с ее дивной теплотой мелодии прозвучали просто роскошно. Как и дуэт с Юлией Лежневой в Баркароле из «Сказок Гофмана».

Юлия Лежнева тоже начала с «музыки двойного назначения» — моцартовской, которую при желании можно отнести как к классической, так и к старинной, хотя ее же поют и обладатели настоящего бельканто. И в концертной арии Voi avete un cor fedele, как мне показалось, певица подчеркнула именно белькантовое начало, предвосхищающее вокальную экспрессию XIX века, к тому же подав ее с несколько неожиданной в этой почти детской мелодии «меццовой» густотой. Зато в репертуаре барокко, наиболее свойственном Юлии, была продемонстрирована тончайшая палитра красок, от самого нежного пиано в арии Наслаждения из оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования» до головокружительной, притом легчайше поданной виртуозности в ариях героинь Вивальди — царицы амазонок Ипполиты из оперы «Геркулес на Термодонте», а особенно Гризельды (опера «Гризельда»), в чьей головоломной партии композитор словно вознамерился отразить все сногсшибательные ухабы и взлеты судьбы этой женщины. Признаюсь честно, для меня это была кульминация всей программы.

В отличие от Семенчук и Лежневой, единственного в этот вечер представителя мужского вокала Павла Петрова московская публика знает гораздо меньше. 26-летний белорус, победитель Опералии-2018, просто еще не успел закрепиться на наших сценах. Но заявка им сделана яркая, и я бы сказал, звучная: летучий тенор молодого певца великолепно покрывает зал что в песенке Герцога, что в арии Рудольфа, что в неаполитанском репертуаре. Однако то самозабвенно-звончатое форте, которое хорошо в песенных хитах вроде «Рассвета» Леонкавалло, показалось чересчур прямолинейным и даже назойливым в драматически многослойном шедевре Пуччини: до него Павлу просто еще надо дорасти личностно.

А вот в финальном номере — Застольной из «Травиаты» кураж Петрова, поддержанный всеми его сценическими партнерами и партнершами, пришелся в самый раз. После него, да еще учитывая все эффектные оркестровые рамплиссажи программы, и бисы не понадобились...

В Дом музыки за жемчугами

Зато понадобились они на следующий день после концерта Дмитрия Корчака, выступившего в Доме музыки в содружестве с Владимиром Спиваковым и его Национальным филармоническим оркестром.

Дмитрий Корчак (слева), Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр оторвались на сцене Светлановского зала Дома музыки за Ленского, Ромео, Вертера...

Здесь, понятно, не могло быть такого стилевого разнообразия, как в программе вокального триумвирата. Поначалу вообще создалось впечатление, что Дмитрий решил ограничиться одними «романсовыми» (точнее — оперно-романсовыми) шлягерами вроде Una furtive lagrima из «Любовного напитка» Доницетти, или Je crois entendre encore из «Искателей жемчуга» Бизе, или Pourquoi me reveller, o souffle du printemps? из «Вертера» Массне. Да и что такое ария Ленского, открывшая второе отделение, как по сути своей — по сочетанию сокровенности выражения и эмоциональной насыщенности — не романс?

В этом смысле Дмитрий вместе со Спиваковым проявили большой вкус в составлении программы. На ее «романсовую» основу прекрасно легли монолог-размышление Де Грие Je suis seul из «Манон» Массне, чарующая, как греза, каватина Ромео из «Ромео и Джульетты» Гуно. Лирическому тенору Корчака в этих волшебно парящих мелодиях было привольно, как птице в небе. Разве что на самых верхних нотах иногда ощущался форсаж. Но притом какое владение миллионом оттенков, какие мгновенные уходы от громогласного форте на прозрачнейшее и вместе с тем предельно отчетливое пиано! Особенно этот разнообразный арсенал приемов пригодился в нечасто звучащей с концертной эстрады развернутой, внутренне контрастной арии Арнольда из «Вильгельма Телля» Россини. Публика была настолько разогрета, в том числе и эффектно насыщенным звуком оркестра (а на трагической интерлюдии из «Манон Леско», сыгранной без дежурного грома, зато с необычно интимной подачей, я видел, у соседей на глазах предательски замерцала влага), что бисы-таки потребовались. И ими уже стали, понятно, не меланхолические романсы, а искрометные итальянские песни — Тарантелла Россини и «Не забывай меня» Куртиса.

Такой вечер — точно не забудешь.

Тем временем предновогодний парад оперных звезд вовсе не заканчивается: 30 декабря его продолжит в «Зарядье» бас-баритон Ильдар Абдразаков, а 31-го в Большом зале консерватории выступит аргентинский тенор Марсело Альварес.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9457
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7157
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?