Главная Культура 08:09 30 Декабря 2015 17973
Богомоловы. Сага

Почему Константин не стал кинорежиссером 

Анжелика Заозерская

На премьеру в МХТ «Мушкетеры. Сага. Часть первая» коллеги провожали меня с долей белой зависти и с жалостью. Попасть на сенсационный, модный спектакль, да еще по контрамарке с местом в партере, – круто. Но пять часов показа (журналисты – народ осведомленный) – это время перелета из Москвы в Париж и обратно. Впрочем, если повезет, можно оказаться в Париже и Версале без передвижения. Но можно и не оказаться, зная о каверзах режиссера Константина Богомолова – постановщика тех самых «Мушкетеров».

Нет, по-любому Париж должен быть. Если мушкетеры могли забрести куда угодно, то Королева и Кардинал, а они значатся в программке, прикованы к столице. Работницы гардероба Московского Художественного (именно создателю этого театра Константину Сергеевичу принадлежит фраза «театр начинается с вешалки»), бережно принимая мою шляпку, робко пожаловались: «Для нас «Мушкетеры» – не подарок, спектакль заканчивается после полуночи, и пока всех оденем, метро закрыто, а на такси денег нет». По секрету они также рассказали, что Богомолов после конфликта с худруком МХТ Олегом Табаковым из-за «Карамазовых» отказался делать какие-либо сокращения в принципе. И конечно служительница театральной вешалки, которая работает в МХТ больше 20 лет, поделилась своим высоко профессиональным мнением: актеры в спектакле играют потрясающе, особенно народная артиста России Ирина Петровна Мирошниченко, а значит, эта длинная история, именуемая «сагой», оправдана.

В фойе все знакомые лица – актеры, телеведущие. Половина зала – халявщики, т.е., простите, приглашенные. Мое место – по соседству с самым высоким актером России, Сергеем Епишевым из вахтанговской труппы. Радуюсь, что так, ведь могло быть гораздо хуже – позади него. Правда, довольно скоро моя радость подувяла – Сергей не только высокий, но и широкий. В кресле ему было тесно, и он, без ложной скромности, посягнул на мой стул. Да еще смеялся чаще других.

А мне, знаете ли, было не смешно. Не то чтобы я без чувства юмора, просто не успевала ловить умные изречения Константина Богомолова, которые скороговоркой, как на упражнении по технике речи, произносили актеры. А я их записывала, потому что больше театра, больше кино, больше Парижа люблю новые, неожиданные, смелые мысли. До этого я читала статьи его папы – блистательного кинокритика Юрия Богомолова. Даже брала интервью у Юрия Александровича, когда в начале 2000-х вышла его книга «Хроника пикирующего телевидения», в которой я прочитала неожиданное, но предельно точное сравнение: «Телеведущая Арина Шарапова – Миледи отечественного ТВ». Для интереса – Светлана Сорокина там – Родина-мать, Владимир Познер – лейтенант Коломбо…

В спектакле Константина Богомолова Миледи – Марина Зудина, Родина-мать или, точнее, Королева-мать – Ирина Мирошниченко. Богомолов-сын унаследовал талант своего отца – выпускника киноведческого факультета ВГИКа – образно мыслить и выявлять человеческую сущность. Не то чтобы Марина Зудина – вылитая Миледи из романа Дюма, но некоторые черты этой незаурядной дамы – выдержка, целеустремленность, таинственность, красота, манерность, скрываемая властность и фатальность – у супруги худрука МХТ, безусловно, присутствуют. А то, что Ирина Мирошниченко – королева всех времен и народов, – видно невооруженным глазом. Этот абсолют Константин Богомолов использовал с присущей ему и его родителю смелостью, переименовав Анну Австрийскую в… Ирину Петровну.

Нельзя сказать, что все в спектакле так уж переиначено с высшего парижского света на российскую провинцию. Но последней в этом «романтическом трэш-эпосе» (так обозначен жанр в афише) куда больше. Все мушкетеры, а не только Д’Артаньян, – деревенские парни, да еще из неблагополучных семей и, увы, сироты. Каждый похоронил свою мать. Атос (Игорь Миркурбанов) ее вовсе убил. За это Богомолов уготовил ему жуткое испытание – любовную связь с другом, бывшим мушкетером. Нет-нет, Атос – мужчина, настоящий мужчина, более чем мужчина, только вот Миледи, по версии Богомолова, – не женщина, а тот самый бывший мушкетер и друг Атоса – Вадик. Почему Вадик? Может, потому что так зовут родного брата Игоря Верника (Арамиса)? Да ведь и режиссер свое имя Костя ассоциировал с именем Констанции (Александра Ребенок) – девушки легкого поведения, но доброй, даже щедрой. Притом откровенно плохой актрисы (что не минус, а плюс Александре). Констанция изображает этакую Надюшу из фильма Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром», не снимая меховой шапки ни в спальне, ни перед Королевой (а ее величество Ирина Петровна – простоволосая).

В «Мушкетерах» – не одна пародия на шедевры кино. Более того, как журналист с опытом не могу не видеть, что многие сцены из «Мушкетеров» – инсценированные газетные рецензии. Вся эта цепочка предположений, версий, аллюзий и манит зрителя на спектакли Богомолова. Причем режиссер предлагает кроссворды и ребусы – как для интеллектуалов (в этих «Мушкетерах» умники-книголюбы найдут, например, мысли о любви и смерти из «Баллады Рэдингской тюрьмы» Оскара Уайльда), так и для незатейливых умов (шуточки на уровне КВН). Политики, к счастью, в «Мушкетерах» нет, потому что страной правит не Король (он чисто номинальный – «живой труп», и его играет толстяк Александр Семчев), а у Королевы – блондинки, влюбленной в молодого юношу – поп-звезду (перевоплощение Бекингема в исполнении Павла Табакова – сына Олега Табакова и Марины Зудиной), нет интереса к власти. Да и Кардинал (Виктор Вержбицкий) не Ришелье хотя бы потому, что у него всего два гвардейца (Артем Панчик и Владимир Панчик). Миледи влюблена как кошка в Атоса, пусть ее и разоблачает зеркало (в нем красотка является Вадиком с волосатой грудью). Заодно Миледи-мушкетер – слуга крашенной в блонд королевы…

Ожидаемый вопрос: что же в «Мушкетерах» от романа Дюма? Да что вам дался вам этот француз – автор бульварных романов? Достаточно того, что у Дюма был сын – тоже Александр Дюма, и женат он был на роковой русской женщине – Надежде Нарышкиной, истинной Миледи. Из-за которой автор пьесы «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылин оказался в тюрьме, где и написал свой шедевр…Так что в русской истории и литературе хватает своих таинственных саг для трэша-эпоса. Между прочим, Сухово-Кобылин в возрасте 85 лет умер во Франции, недалеко от Ниццы, где жил со своей дочерью от Надежды Нарышкиной. А может Надежда-Констанция в меховой шапке – не из фильма, а из реальной жизни, тем более что Нарышкина крутила роман с Сухово-Кобылиным при живом первом муже – графе Нарышкине, как и Констанция Бонасье.

В спектакле «Мушкетеры» смертей не меньше, чем у Дюма. Умирают матери, отцы, любимые. И есть склепы. И даже ангел смерти (Сергей Чонишвили), и просто ангелы, и, разумеется, отпускающий грехи Кардинал. Но я не стала ждать, когда Атос задушит Миледи и когда умрет Ирина Петровна. Третье действие мне рассказали в гардеробе. Признаюсь, общение с мудрыми людьми, прожившими жизнь, для меня полезнее, чем «Сага» Константина Богомолова.

Да, если бы Константин Юрьевич в свое время пошел не в ГИТИС, а на режиссерский факультет ВГИКа, мастера бы ему сказали: «Костя, надо резать, безжалостно резать лишнее – пленка не выносит пустоты и болтовни». Еще бы сказали: «Чтобы зритель пять часов сидел в кинотеатре и смотрел на экран, это должно быть та-акое кино!..»

Замечу, что киноманы – не такие интеллигентные люди, как театралы: легко могут уйти не на четвертом часу абсурдного спектакля, а через полчаса после начала – недорогой билет их не держит. Я, театрал, шла по Камергерскому, который перед Новым годом не хуже Версаля, и думала: «А почему короля не играет Олег Табаков, который был прекрасным Людовиком XIII в фильме «Три мушкетера» Георгия Юнгвальда-Хилькевича? Одна из версий: шесть раз в месяц играть в спектакле, который идет пять часов, – неразумная трата сил и времени для очень занятого художественного руководителя театра. Вторая версия: играть человека, который закрывает глаза на измены свой Королевы и называет себя «трупом», вечно юный, молодой и бодрой Олег Павлович не захотел. 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9471
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?