Главная Культура 08:05 30 Декабря 2015 3350
Сказка памяти Плисецкой

Ее рассказали под Новый год композитор Щедрин и дирижер Гергиев 

Сергей Бирюков

Поклоном двум выдающимся художникам – Майе Плисецкой, ушедшей от нас в мае, и Родиону Щедрину, спутнику жизни Майи Михайловны – отметил конец этого года дирижер Валерий Гергиев. В Мариинском театре 27 декабря прошел вечер памяти великой балерины, на котором мы могли видеть и тех, кто пытается продолжить ее традиции, и, удивительным образом, ее саму. А накануне, 26-го, здесь показали первую в творчестве Щедрина оперу-сказку – по-своему дерзкую попытку более чем заслуженного композитора вступить на неизведанную жанровую стезю.

Под Новый год положено случаться чудесам, и одно из них произошло с Родионом Константиновичем: после 60 лет творчества автор серьезнейших, глубоких, редко радостных, а больше саркастичных и печальных опер, балетов, симфоний вдруг написал оперу-сказку. Явно с мыслями не только о взрослой, но и о детской аудитории. И назвал партитуру без хитростей – «Рождественская сказка».

Хотя сказки в творчестве Щедрина были. Начать с раннего, но до сих пор успешно идущего балета «Конек-Горбунок» с его сочным юмором и виртуозной партитурой, густо «настоянной» на русской частушке. Однако после «Конька» открытая детская радость ушла из эмоционального мира композитора. Настал черед не столько сказок, сколько сказов, по большей части очень горьких – таких как оперы «Боярыня Морозова», «Левша»... В них отразились наблюдения, настроения, мысли, навеянные и национальной историей, и личной судьбой. Меньше года назад в жизнь Родиона Константиновича пришла огромная трагедия – не стало Майи Плисецкой, его более чем полувековой любви в супружестве и творчестве. Казалось бы, до сказок ли?

Именно до них! Ведь идея, как признался за кулисами премьеры композитор, родилась давно, интенсивная работа шла последние полтора года. Майя Михайловна, как всегда, очень ждала новой премьеры мужа. Впервые не дождалась. Довести дело до конца было долгом не только перед своим замыслом, но и перед ней.

Спектакль получился действительно волшебным. Знакомая сказка о двенадцати месяцах, помогших бедной девочке выполнить барский каприз – разыскать в зимнем лесу благоухающие весенние цветы и сладкие летние ягоды – расцвела посреди декабрьского Петербурга, как те самые чудо-фиалки. Условный (сказка же!), но очень колоритный дом Мачехи с двумя огромными кроватями – самой Мачехи и ее дочки Злыдни – мгновенно, причем без всякого занавеса, только светом и порывом вьюги, превращается в мрачный лес, в котором оживают и начинают двигаться огромные елки, а на их вершинах – те самые двенадцать месяцев в остроконечных шапках. И точно так же вмиг из леса мы переносимся в сверкающий царский дворец, где немыслимой красоты Царица въезжает на громадном троне навстречу пестрой толпе своих подданных…

Музыка, особенно поначалу, перекликается с тем самым «Коньком-Горбунком», которым когда-то начался «роман» Щедрина с театром. И, кстати, с Майей Плисецкой тоже… Правда, когда вступают певцы (отлично справляющиеся со своей нелегкой интонационной работой Анна Кикнадзе – Мачеха, Лариса Юдина – Злыдня, Екатерина Сергеева – Царица и другие солисты), стиль их протяженных, иронически-выспренных фиоритур больше напоминает сарказм «Мертвых душ» или «Левши».

Родион Щедрин подарил по заслугам Замарашке (Пелагея Куренная) песню про кольцо счастья, а Злыдне (Лариса Юдина) - пародийные фиоритуры и скороговорки

Впрочем, Родион Константинович и не давал зарок, что напишет сугубо детскую оперу. Но все же естественно было бы ожидать, что эти разные эмоциональные миры каким-то образом объединятся в цельную художественную структуру. А вот этого, на слух журналиста, не произошло. Да, много отличных находок – егозливо-скороговорочные хоры придворных, нарочито туповатые марши солдат… Графически выразительный, типично щедринский оркестр с его прихотливо вьющимися духовыми линиями, изобретательной палитрой шумовых звучаний – среда, которую так привычно и комфортно воссоздавать Валерию Гергиеву с его давней страстью к щедринскому творчеству… Но все это пестрые пятна мозаики. Наверное, здесь нужна была своя «Ода к радости», вроде той, что помогла Бетховену увенчать единым куполом многосоставное здание Девятой симфонии. Эта ассоциация у критика – не с потолка, намек на параллель с Девятой явственно послышался в пафосном возглашении Декабря «О братья!» – правда, только в тексте, а не в мелодии. В какой-то мере на роль обобщения мог претендовать финальный хор «Доброте споем хвалу и свету». Но он показался слишком уж прямолинейно гимничным, не выглядя итогом предшествующего музыкального развития.

Не все убедило и в либретто, основанном, кстати, не на популярной у нас сказке Самуила Маршака, а на более давнем источнике – пересказе народного сюжета чешской писательницей Боженой Немцовой. Между прочим, эта новелла переведена на русский не кем-нибудь, а великим Николаем Лесковым. Подозреваю, это обстоятельство стало для Щедрина важным импульсом, ведь автор «Очарованного странника», «Запечатленного ангела», «Левши» – любимейший писатель Родиона Константиновича. Но зачем было вставлять в классический текст не очень монтирующиеся туда шуточки насчет санкций или детектора лжи? Да, сценическое решение с телемониторами, на которых оживают все мечты Мачехи и Злыдни, от цветов не по сезону до пачек заморских денег, не лишено остроумия, тут осовременивание уместно. А вот чистоты лесковского стиля жалко… 

Да и само название «Рождественская сказка» – неточное, ведь в опере нет никаких рождественских мотивов, а есть только новогодняя история. 

И все же настоящее чудо в опере совершилось – не в громком финале и не в фарсовом осовременивании текста, а во фрагментах, подобных тихой песне «Это счастья кольцо ты носи на руке». Ее сперва запевает Апрель (Александр Михайлов), а потом она становится достоянием главной героини – Замарашки (Пелагея Куренная). Щедрин, на чьем счету куда больше ритмических и тембровых находок, чем мелодий, которые может спеть каждый из нас («Не кочегары мы, не плотники» – замечательный, но редкий пример), здесь буквально поднимается над самим собой. И это освещает добрым светом всю ткань оперы.

А на следующий день имя Щедрина переместилось из главных светил в спутники, солнцем же засияло имя Майи Плисецкой. Гергиев скромно назвал программу на сцене Мариинки-2 концертом, но это было настоящее действо. Тем, кто уже присутствовал месяц назад на подобной памятной акции мариинцев в Москве в зале Чайковского, имело смысл попасть на питерское представление хотя бы потому, что здесь «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина исполнялась не только как симфоническая партитура, но как балет. Причем партию Кармен танцевала звезда современной мировой сцены – Диана Вишнева. Увы, звездный статус еще не означает непременной творческой удачи. Приведу здесь слова, может быть, неожиданного в этом контексте Георгия Свиридова из его неопубликованных дневников: «Один скажет – пятая, третья, четвертая, вторая ступени минорной гаммы; другой – так судьба стучится в дверь» (Георгий Васильевич обыграл высказывание Бетховена о собственной Пятой симфонии)… Точно такая же разница увиделась между сегодняшним исполнением Вишневой и живущим в памяти танцем Плисецкой. Одна своими движениями эффектно воспроизводила балетные «ноты» – а другая в этом танце жила. Одна изображала пацанку-хулиганку, наказанную за свою отвязанность, в другой с первых до последних жестов, как нож сквозь шаль, поражала трагедия и вызов.

Затем публике дали медитативно воспарить на Адажиетто Малера, исполненном в чисто симфоническом виде (хотя сочиненный на него Роланом Пети номер «Гибель розы» был одним из коронных у Плисецкой). На коду же, как и в Москве, приберегли сохранившуюся кинопленку с самой Майей Михайловной, танцующей «Болеро» Равеля в хореографии Мориса Бежара. Под этот фильм Гергиев продирижировал оркестром. Надо признать, в Москве месяц назад что-то не задалось: видимо, фильм пустили не на той скорости, и музыка задыхалась в тисках несвойственного ей крайне медленного темпа. Сейчас эту ошибку исправили. Правда, изнуренные гергиевским режимом работы (три выступления в день!), музыканты допускали довольно много технического брака, но общий дух от этого несильно пострадал, и раскручивание музыки вполне соответствовало развороту танца – долгому накапливанию энергии, в самом конце которого – фейерверк прыжков и триумфально-трагический обрыв. Мощная метафора всей жизни великой балерины. 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9476
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7174
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?