КАК БЫ НЕ РАЗМИНУТЬСЯ
Встречать Новый год 1 января россияне впервые начали в 1700 году. До этого время встречи в соответствии с древними традициями назначалось на 1 сентября. Существенный сдвиг по времени произошел по воле Петра I, который решил повернуть страну лицом к Европе и придать ей ускорение в этом же направлении.
Важным Петр посчитал переход с летосчисления от сотворения мира к летосчислению от Рождества Христова и установление начала года с 1 января. На сей счет были незамедлительно изданы царские указы. Не случайно эти нововведения вошли в перечень первоочередных реформ наряду с началом книгопечатания, открытием школ, отменой традиционного российского платья. К этому следовало бы добавить еще военную реформу, новое устройство городского управления, административную и судебную реформы. Знакомый список, не правда ли? Триста с лишним лет спустя мы вновь оказались в плотном окружении этих, похоже, вечных проблем. Насколько успешно идут нынешние реформы - пусть потомки судят. Слава Богу, хоть с общепринятым счислением лет у нас с петровских времен все в порядке.
При всей категоричности царских указов по сему поводу в них содержалось некоторое смягчение для тех, кто на первых порах не усвоит нововведение: "А буде кто похочет писать от сотворения мира, им писать те оба летосчисления". Нам такие смягчения тоже не помешали бы. Особенно в социальной сфере.
ПРИКАЗАНО ВЕСЕЛИТЬСЯ
Заглянем в Полное собрание законов Российской империи. Здесь под номером 1736 проведен текст указа о праздновании Нового года. Предписано было отметить его украшением домов, иллюминацией, фейерверками и стрельбой пушечной и ружейной. Знатным людям следовало украсить ворота дворов сосновыми, еловыми и можжевеловыми деревьями. Людям бедным - хоть по ветке поставить на воротах или над храминою. Надлежало в знак веселия друг друга поздравлять. "Знатным обывателям по своим дворам учинить троекратную стрельбу, буде у кого есть, из небольших пушечек, а у кого их нет, из нескольких мушкетов или из иного мелкого ружья".
Особо рекомендовано было сугубого пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает. Предусматривался, разумеется, испытанный предыдущими столетиями стимул: кто не станет в Новый год веселиться, того бить батогами. Указ этот можно считать одним из первых памятников российского регламентирующего законодательства, в котором до мелочей определялось, в каких формах выражать радостные чувства.
Сегодня всеобщий новогодний энтузиазм не столь обязателен. И без батогов научились веселиться, и основные новогодние потехи крепко укоренились.