Главная Культура 14:15 30 Ноября 2020 2566
Танцы лузеров в черной комнате

Спектакль о подростковых бедах Молодежный театр смог показать только взрослой аудитории

Любовь Лебедина
Спектакль РАМТа «Сын» стоило бы посмотреть в первую очередь подросткам, но именно они пока не имеют на него доступа. Фото Марии Моисеевой, предоставлено пресс-службой РАМТа

В тот последний ноябрьский вечер, когда в Москве еще можно было заполнять зрительные залы на 50 процентов, в Российском академическом молодежном театре случился аншлаг. Жаль только, среди публики премьерного спектакля «Сын» из-за карантинных ограничений не было старшеклассников, которым тоже (а может быть, и в первую очередь) адресованы пьеса и постановка.

Такое за предыдущие сто лет Молодежного театра, в прошлом ТЮЗа, представить себе было невозможно – чтобы спектакль, поднимающий проблему подростковой депрессии, состоялся в отсутствии «юношей, обдумывающих житье». Но и эпидемии коронавируса тоже не было, скажете вы. Только почему-то московское правительство сочло, что, например, общепит для народа безвреден, по крайней мере до 11 вечера, а вот театры и прочие культурные очаги представляют такую большую социальную опасность, что надо ограничить их посещение пресловутыми 25 процентами заполняемости…

Постановка Юрия Бутусова «Сын» по современной пьесе Флориана Зеллера поражает мощным прочтением одной из самых злободневных тем, касающейся каждой семьи: каким образом новое поколение становится «потерянным», почему родители теряют связь с детьми, а те, погружаясь в виртуальный мир, находят в конце концов «выход» из тупиковых ситуаций в суициде.

Что и говорить – тема страшная, и замалчивать ее никак нельзя. Спасибо театру, за нее взявшемуся, пусть он и адресует ее пока (не по своей вине) только взрослым зрителям. Отец и мать в этом спектакле не выглядят абсолютно положительными героями, хотя они и не злодеи, скорее – задолбанные лузеры, озабоченные элементарной выгодой и скудными доходами, изначально смирившиеся с тем, что имеют. Такими их сделало нравственно больное общество, определившее тем самым и появление последующего аморфного поколения. Подобные марионеткам с клоунски набеленными лицами, отец в исполнении Александра Девытьярова и мать в гротесковом рисунке Татьяны Матюховой пытаются разгадать странное поведение сына, утратившего интерес ко всему, в том числе к школе, не способной дать ему то, к чему он тянется и ради чего стоит жить.

Апатия и необъяснимое раздражение возникают у мальчика с семи лет, когда отец покидает семью и уходит к молодой возлюбленной, с которой заводит ребенка, считая, что материальное обеспечение решит все проблемы оставленного сына. Поселившаяся в сердце Николя обида рождает мысли о несовершенстве мира и о предательстве, с которым не может примирить никакой компромисс.

Психологическое состояние героев режиссер часто выражает в пластике танца, где скрюченные тела родителей символизируют груз принятых в обществе нормативов при отсутствии свободы. Они настолько закомплексованы, что категорически не способны разглядеть краски мира за пределами горизонта, который для них предельно близок и ограничен стенами черной комнаты (художник Максим Обрезков).

Сын Николя (в блистательном исполнении Евгения Редько, досконально изучившего и присвоившего себе манеру поведения подростка) похож на птенца, выпавшего из родного гнезда и потому обреченного на гибель.

Отгородившись от чуждого и несовершенного мира, Николя испытывает нестерпимые душевные страдания. Для того, чтобы как-то заглушить внутренний дискомфорт, он с помощью ножниц и бритвы провоцирует физическую боль. Но и это не помогает, его обнаженные нервы настолько неуправляемы, что дальнейшая жизнь кажется сплошной мукой, от которой надо избавиться во что бы то ни стало, что он и делает с помощью отцовского ружья.

Казалось бы, трагическая психодрама с пластическими дивертисментами может вызывать у зрителей безрадостное настроение. Тем не менее периодически возникающие по ходу спектакля музыкальные темы недавно ушедшего от нас композитора Фаустаса Латенаса и классические арии в исполнении безымянного персонажа (артист Денис Баландин), поющего о вечной красоте, спасающей мир, несомненно дают надежду на свет в конце тоннеля, побеждающий сон разума и депрессию.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9460
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7159
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?