Еще пока шла охота на украинские боевые катера, упорно прорывавшиеся к Крымскому мосту, стало ясно: любые действия российских пограничников даже в исконно своих исторических водах западные СМИ заклеймят как «русскую агрессию». Тут трудно ошибиться.
Французская Le Monde: «Москва в своем наступлении против Украины открыла третий фронт. На этот раз речь идет об аннексии Азовского моря, которое омывает одновременно Украину и Россию и завершается Керченским проливом». Дивитесь, хлопцы: оказывается, даже свое внутреннее море можно аннексировать?
Newsweek пугает читателей масштабным вторжением России в украинские пределы и призывает международное сообщество сплотиться перед лицом такой угрозы. А именно: «Обрушить на Россию мощные санкции, разорвать дипломатические связи, приостановить участие РФ в G20». The Wall Street Journal предлагает отказать Путину «в международном уважении, которого он жаждет», прямо на саммите G20 в Аргентине.
Несмотря на сдержанность официального Берлина, немецкая Tagesspiegel рубит с плеча: «Никаких поблажек России, поскольку Владимир Путин — агрессор-рецидивист. Германия должна ужесточить санкции и прекратить строительство «Северного потока — 2». Идею насчет «Потока» немцам явно подкинули из Вашингтона.
Президент России, который по понятным причинам отказался от созвона с Порошенко, переговорил с канцлером Германии, а потом дал оценку инциденту в проливе: «Явные признаки заготовленной заранее провокации, рассчитанной на то, чтобы ввести военное положение в стране. Это игра на обострение». Публично Запад согласиться с Путиным не может, но давать Киеву карт-бланш на авантюры, чреватые войной ради его переизбрания, тоже не готов.
Зато, как рассеялся дым «сражения» у крымских берегов, стало ясно, что имели в виду в Киеве, когда говорили, что «у них с США есть план «Б» в борьбе против «Северного потока — 2». Порошенко не прочь пустить этот проект на дно вместе с катерами. В дуэте с ним выступил Госдепартамент США, призвав страны Европы отказаться от строительства газопровода.
В ответ из Германии прозвучало: немецкое правительство приняло к сведению критику в адрес проекта «Северный поток — 2» после инцидента в Керченском проливе, но менять свою позицию не намерено.
Похоже, европейцы подустали от постоянных криков Пети о злом волке. «Украина ввела военное положение в электоральных целях», — осенило вдруг швейцарскую Le Temps. Проверив через своего киевского корреспондента политическую подноготную лобовой атаки украинской «легкой морской кавалерии» на Керчь, издание пришло к выводу, что операцию инициировал президент Украины. По данным Le Temps, вместо поддержки Меркель высказала Порошенко крайне жесткие возражения против военного положения, которое сорвет демократический процесс на Украине. Потому срок и был сокращен до 30 дней, и его действие ограничено 10 районами.
Агентство Bloomberg пришло к неутешительному для Порошенко умозаключению, что военное положение ему не поможет: «Введение военного положения похоже на политическую уловку президента Украины перед выборами, на которых, судя по опросам, его не переизберут... Он проиграл».
Как считает Die Welt, новых санкций ЕС вводить не собирается из-за позиции как Италии, Венгрии и Австрии, так и двух ведущих евростолиц — Парижа и Берлина. После Керчи там поняли, что конфликт на Украине может обостриться до открытой войны, в которой Евросоюзу участвовать совсем не хочется. Премьер Словакии напомнил об опасности волны украинских беженцев. На повестку дня встали меры доверия между Москвой и Киевом, посредничество ЕС и деэскалация в Азовском море. «Северный поток — 2» делать заложником выборов на Украине не будут.
Да, кстати, есть еще заявление Белого дома о готовности американского президента отменить встречу с Путиным в Аргентине. Но это уже даже не смешно. Диалог лидеров России и США давно уже перешел на язык невнятных жестов, и надеяться на прорыв в отношениях уже не приходится. Во всяком случае, искать расположения Трампа такой ценой Путин точно не будет. Пока реагировать на призывы Порошенко ввести корабли НАТО в Черное море Вашингтон не спешит.
P.S. Напомним на всякий случай: саммит президентов США и России назначен на полях «двадцатки» на 1 декабря.