Недавно «Труд» рассказал об опасности, нависшей над музеем ВВС в подмосковном Монино. Решением Минобороны его экспонаты планируют перевезти на новую стоянку в парке «Патриот». Но это как раз тот случай, про который говорят: переезд равен пожару. Эксперты, представляющие ведущие авиационные КБ страны, в голос предупредили: уникальные образцы крылатой техники не выдержат такого испытания. Но эти голоса никто из принимающих решения в упор не слышит... А сегодня мы продолжаем тему: расскажем о настоящих патриотах-подвижниках.
Они не хотят называть своих имен, отворачиваются от камер. Не из ложной скромности — дорожат любимым делом, которому отдают свое свободное время, и этого им достаточно. По выходным они приезжают, как на работу, в подмосковное Монино, где собраны уникальные, часто существующие в единственном экземпляре самолеты и вертолеты. Экспонаты Центрального музея ВВС требуют догляда и заботы. Их надо спасать хотя бы для того, чтобы оставить потомкам наглядное свидетельство былой красоты и мощи отечественного авиапрома. Вдруг когда-нибудь эти свидетельства вдохновят потомков на возрождение крылатой державы.
Зачем волонтеры этим занимаются? Уж точно не ради славы или денег. Для многих это душевный порыв, воплощение детской мечты, которая почти всех посещает, да редко у кого задерживается. Вот как вспоминает начало волонтерского движения в Монино Василий, один из первопроходцев:
— В Монино нас зазвал Владимир Велигоренко, большой знаток и энтузиаст авиации. Прекрасно помню тот день: 18 июня 2005 года. Мы вооружились щетками, тряпками, ведрами и взялись приводить в порядок знаменитый Ту-144, первый и последний наш сверхзвуковой пассажирский лайнер. Энтузиазма хватало, а умения и опыта — нет. Спасибо, подсказывали, что и как, сотрудники музея. Мы отдраили «тушку» до солнечного блеска и получили... предложение продолжить работу. Сейчас Владимир Аврамович в преклонном возрасте, эстафету принял отставной офицер Александр Васильевич Санников.
Первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер и сейчас остается украшением музея. Это тот самый Ту-144, который мы все видели в фильме «Мимино». В начале 1975-го самолет выкатили из сборочного цеха Воронежского авиазавода, где ему был присвоен номер № 04-1. А 4 марта машину поднял в воздух заслуженный летчик, фронтовик, Герой Советского Союза Александр Вобликов. Зимой начались рейсы из Москвы в Алма-Ату. В общей сложности у этой «тушки» 582 часа налета — этого бы хватило, чтобы 20 раз обогнуть земной шар. Летную карьеру лайнер закончил 29 февраля 1980 года, навсегда оставшись экспонатом Музея ВВС в Монино.
Годы на открытой стоянке, под снегом и дождем, не прошли бесследно. Конечно, музею повезло, что спустя четверть века на борт уникального самолета поднялись волонтеры. Предметом первоочередной заботы стали салон и приборная панель. На снимках видно, что собой представляла кабина пилотов тогда — и как она выглядит теперь. Год ушел на уборку мусора, оценку нанесенного мародерами ущерба и на поиск материалов. Впору было впасть в отчаяние: где достать новые узлы и приборы, обивку для растерзанного салона? Не было трапа, люди на борт карабкались по хлипким лестницам.
К счастью, волонтеров поддержали авиакомпании, КБ и ряд предприятий, командиры войсковых частей и просто неравнодушные люди — народ откликается на хорошее дело! К примеру, материалы для внутренней облицовки, подходящие для ремонта панелей, нашлись на автозаводе. Энтузиасты, заботившиеся о Ту-144 в подмосковном Жуковском, помогли с технической документацией и материалами. «Аэрофлот» предоставил практически все недостающие приборы и часть оборудования. Из Домодедово получили в подарок два списанных, но вполне еще пригодных трапа. Нашлись даже элементы подлинной униформы экипажей, образцы авиабилетов на сверхзвуковой лайнер, летные книжки, нагрудные знаки летного состава и многое, многое другое — уже уникальное, дорогое нашей общей памяти.
И вот он, торжественный момент: 9 мая 2009-го, в День Победы, Ту-144 впервые открыл люк для посетителей. К трапу моментально выстроилась длиннющая очередь посетителей, какой в Монино еще не видели...
Годы идут, а у волонтеров только прибавляется забот. Они рассказывают, сколько усилий пришлось приложить для восстановления шасси Ту-144. На стоянке со временем самолет сел на обода. С огромным трудом достали резину, которая давно уже не выпускается. Отыскали подъемник — и все ради того, чтобы Ту-144 приподнялся над землей. А труды с кабиной! Ведь каждый мечтает посидеть за штурвалом. А для этого надо было восстановить сиденья, у которых истерлась кожаная обивка и сгнили подушки, заедают механизмы... Сегодня эти проблемы позади. Опыт и обретенное с годами умение волонтеров помогают решать новые, не менее трудные и интересные задачи.
На фоне этих поистине подвижнических трудов надо помнить о гибели уникальных летательных аппаратов шесть лет назад на Ходынке. Ведь если передислокация музея в Кубинку все же состоится, технику, которая этого по определению не выдержит, ждет та же печальная участь.
В качестве примера Василий приводит аналогичный Ту-144 с бортовым номером 77107 в Казани, который полтора года назад ценой больших усилий перевезли с территории авиазавода, где лайнер служил учебным пособием, на городскую площадь. 31 декабря нынешнего года, в день 50-летия первого полета, внутри этого Ту-144 должен открыться интерактивный музей. Несмотря на помощь Казанского авиазавода, у многих специалистов опубликованные фото кабины, салона, демонтированного оборудования вызывают сомнения. В КАИ уникальный самолет был полностью комплектный и даже работоспособный. А музеи посещают не только далекие от авиации обыватели, но и профессионалы, ветераны, посвятившие этим крылатым машинам жизнь. Любой специалист сразу улавливает нестыковки. Здесь они бросаются в глаза.
— Все последние годы, — говорит Василий, — музею в Монино оказывал помощь Рособоронэкспорт в объеме нескольких миллионов в год. И на эти деньги музей, например, нанял организацию, которая красила самолеты. Два года назад нанесли краску на верхнюю часть Ту-144, особенно на места, наиболее подверженные коррозии. Конечно, это совсем не та покраска, которая положена по технологии, но все же она спасает самолет. Эх, если бы потратились на возведение в Монино ангара!
И ведь не миллиарды для этого требуются, а куда меньше. Но государство с готовностью раскошеливается на бесконечные пафосные проекты — и экономит на самом живом и нужном.