Три года назад страна хоронила жертв подрыва «Невского экспресса». Что с той поры сделано для повышения безопасности на транспорте?
Те события трехлетней давности заставили вздрогнуть всех, кто путешествует по России (а таких миллионы). Подрыв железнодорожного экспресса, следовавшего по маршруту Москва — Санкт-Петербург, унес жизни 28 человек, более 90 пострадали. Какие выводы сделаны из той трагедии? Транспортные службы впервые приоткрыли завесу секретности.
Заместитель начальника по безопасности и режиму Октябрьской железной дороги Николай Клюквин встречает журналистов в павильоне у выхода к перрону. Здесь пункт досмотра. Такие же теперь есть на Московском вокзале в Питере и Ленинградском вокзале в Москве (это что касается скоростного «Сапсана»), а также на шести вокзалах Октябрьской железной дороги. В списке задействованного оборудования — видеонаблюдение, анализаторы, реагирующие на пары взрывчатых веществ, рентген-камеры для досмотра пассажиров. Правда, такая тщательность приводит к необходимости приезжать на «Сапсан» за час до отправления, а не в последнюю минуту. Часа этого, конечно, жалко, но жизнь дороже.
Оборудование действует эффективно, считает Клюквин. Выявление огнестрельного оружия происходит бесперебойно (правда, как подчеркивает наш экскурсовод, в подавляющем большинстве случаев это пассажиры, имеющие разрешение на ношение стволов). В этом году был пассажир, которого задержали с оружием, но расследование показало, что он просто забыл документ дома.
Что, перевелись бандиты? Нет, просто они вынуждены считаться с новыми реалиями. Кстати, сразу после того как поставили современную технику, перед зоной контроля сотрудники службы безопасности нередко находили ножи, наркотики, кастеты — нервные нарушители не решались сыграть в лотерею и сбрасывали свои «игрушки». Теперь таких находок почти не встречается — все поняли, что контроль действительно действует.
Бывает, конечно, что техника проявляет излишнюю бдительность. Скажем, аппаратура радиационного контроля реагирует на медпрепараты — на тот же инсулин. Некоторые обижаются на досмотры. Но лучше перестараться, чем недобдеть.
Во что обошлись такие серьезные меры? Давайте считать. Стоимость одного павильона —
Но вот мы и в поезде, «Сапсан» ринулся в путь. Кто и как контролирует трассу? Для ответа придется переместиться в ситуационный центр на Московском вокзале, куда ведется прямая трансляция с тепловизоров, установленных по всей дороге. Из окна мчащегося экспресса трудно разглядеть небольшие синие контейнеры — это так называемые опорные пункты охраны.
Тепловизоры произведены в России, вполне адаптированы к нашей действительности. Для сравнения: обычный тепловизор реагировал на расстоянии
Засекла постороннего? Срабатывает сигнализация, по громкой связи включается сообщение: «Будьте добры, покиньте запретную зону». Это, конечно, не к диверсантам обращение (с ними разговор особый), а к тем шалопаям, кто забредает на пути, спрямляя дорогу к соседу. Между тем тормозной путь «Сапсана» — 3 километра. Ближе 5 метров к железнодорожному полотну во время прохождения скоростного поезда подходить нельзя. И все равно есть пофигисты, готовые рискнуть.
Настоящий бич — охотники за цветметом. Таких, по словам представителей ОЖД, ловят по
«Это ситуация, с которой мы пытались справиться разными методами. Работаем со школами, ведем разъяснительную работу, — рассказывает Клюквин. — Но желание положить гвоздь бывает непреодолимым. На выходе получится почти ножик — это если все обойдется».
Кроме гвоздей кладут и подшипники, и монеты. Мелочь из кошелька может вылиться в огромную сумму. Лобовое стекло локомотива стоит около 1 млн рублей, боковое (на заметку любителям покидать камни в проходящие поезда и их родителям) — порядка 250 тысяч. Естественно, когда ловят подобных «чеховских злоумышленников», судебный иск составляет такую кругленькую сумму, что родителям проказников хоть квартиру продавай, чтобы рассчитаться по иску.
Особая категория злоумышленников — это пассажиры, опаздывающие на поезд. Как ни странно, но хитрость со звонком-сигналом про заложенную бомбу по-прежнему в ходу. Она, как бородатый анекдот, никого не смешит, а сотрудников службы безопасности приводит в ярость: не реагировать на сигнал они не имеют права, а проверка выливается в трату времени и сил. Тем более в случае задержки, например, «Сапсана» на час и более железная дорога обязана вернуть 100% стоимости билета пассажирам. Специалисты научились вычислять звонивших, так что, советует Николай Клюквин, не стоит прибегать к этому трюку. Лучше опоздать и уехать другим поездом — дешевле будет!
Сказать, что меры, принятые за эти три года после трагедии с «Нев-ским экспрессом», гарантируют полную безопасность, было бы преувеличением. В мире, увы, уже давно не существует
На автовокзале в Санкт-Петербурге работает целое подразделение лабрадоров, обнюхивающих пассажиров и багаж. А еще 37 камер видеонаблюдения, причем две из них — купольные, которые вращаются на 360 градусов и с помощью которых даже можно распознать документ, удостоверяющий личность пассажира.
В метро Северной столицы достраивают пункты досмотра — все 65 станций до конца года будут иметь место для досмотра пассажиров. За смену (12 часов) на одной станции досматривается до 300 человек. А камеры помогают в борьбе с карманниками. Интересное новшество действует в аэропорту Пулково. Здесь замеряют... биополе пассажира. Как уверяют разработчики, система позволяет вычислить человека с агрессивными намерениями.