ТЕНГИЗ ПОЙДЕТ ПО МИРУ

Конец ноября отмечен значительным событием в топливно-энергетическом комплексе России: на трубопроводе Тенгиз - Новороссийск сварен последний, "золотой" стык. Тем самым заявлено о завершении строительства линейной части Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Путь к этому событию коротким не назовешь: он растянулся на восемь лет. Каспийский трубопроводный консорциум был создан в 1992 году по решению правительств России, Казахстана и Султаната Оман для транзита сырой нефти с крупнейшего казахстанского месторождения Тенгиз к морскому терминалу в районе Новороссийска. Оттуда транспортировка "черного золота" продолжится танкерами в разные точки мира.
Со временем к "трубе" смогут подключиться другие близлежащие казахстанские и российские месторождения. Пропускная способность магистрали на первом этапе составит 28,2 млн. тонн нефти в год, а после выхода на проектную мощность - 67 миллионов тонн. В настоящее время, сообщил президент компании "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов, российский нефтяной концерн намерен договориться с Казахстаном об обмене части своей нефти на казахстанскую, чтобы тоже иметь возможность использовать магистраль КТК, перегоняя по ней до 1,5 млн. тонн нефти в год.
Нефтепровод протяженностью 1580 километров начинает свой путь в Казахстане и проходит по четырем российским регионам - Астраханской области, Республике Калмыкия, Ставропольскому и Краснодарскому краям.
- Работа трубопровода при полной его загрузке рассчитана как минимум на 40 лет, - говорит генеральный директор КТК Виктор Федотов. - Это имеет огромное значение для укрепления взаимоотношений между Россией и Казахстаном.
Посол США Джек Коллинз добавил, что проект КТК играет заметную роль в стабилизации отношений между всеми странами, участвующими в нем.
Помимо геополитических дивидендов, КТК приносит участникам проекта немалые экономические выгоды. При относительно небольших затратах (общий объем вложений составляет 4,5 млрд. долларов) он станет стабильным источником доходов для всех акционеров. За период эксплуатации трубопровода в российский бюджет в виде налоговых отчислений и прибыли поступит порядка 23,3 миллиарда долларов. Казахстан получит примерно 8,2 млрд. долларов. К тому же значительная финансовая подпитка пойдет в бюджеты регионов, по территории которых пролегает маршрут КТК. По предварительным расчетам, Краснодарский край может рассчитывать на 6,7 млрд. долларов, Ставропольский - на 1,5 млрд., Республика Калмыкия - на 1,7 млрд., Астраханская область - на 1,8 миллиарда долларов.
В ходе строительства КТК применен ряд неординарных технических решений. Например, впервые в России полуторакилометровый участок трубопровода через Волгу проложен на глубине 60 метров в непроницаемых пластах, чтобы сохранить флору и фауну реки. Маршрут "трубы" проходит так, чтобы максимально избежать негативного воздействия на пахотные земли, леса, пляжи, другие экосистемы, расположенные вдоль трассы.
Новейшие технологии используются и в строительстве морского терминала на побережье Черного моря. Как отметил заместитель генерального директора КТК Анатолий Шаталов, впервые на терминале устанавливаются выносные причальные устройства (ВПУ) для надежной и безопасной загрузки нефти в танкеры. Два из них уже построены.
В июле 2001-го из Новороссийска уйдет первый танкер, заполненный казахстанской нефтью.