Российские спортивные чиновники узаконили рукоприкладство и непотребное поведение чеченской стороны
В Грозном после матча молодежных составов команд «Ахмат» и «Спартак» избили арбитра. Это, конечно, не сенсация, но вот как об этом рассказывается в официальном протоколе РПЛ: «После финального свистка на поле вышли неустановленные лица и физически воздействовали на главного судью Богдана Головко, нанеся удар в область паха, а затем, уходя с поля, ударили по ногам и толкали в спину. Эти же лица зашли в судейскую комнату и выражали свое недовольство в нецензурной форме».
Чувствуете, как тщательно подбираются слова? «Физически воздействовали...Неустановленные лица... Выражали недовольство в нецензурной форме...». Футбольный клуб «Ахмат», хоть и признает случившееся, но с поправками: «Не избиение, а попытка. Не глава службы безопасности, а всего лишь болельщик. Приносим свои извинения главному арбитру матча Головко Богдану, болельщикам, участникам матча». Как будто избитому судье легче, изобьет его глава службы безопасности или же болельщик, прошествовавший на футбольное поле с попустительства той же службы безопасности.
А у меня вопрос: как прикажете работать в Грозном другим арбитрам, чтобы на них потом не воздействовали неустановленные лица, нанося удары в область паха и другие чувствительные места?
Всем известно, что подобные безобразия в столице Чечни происходят с пугающей регулярностью. В матчах, которые транслируются на всю страну, постоянно раздаются комментарии, усиленные через микрофон: «Судья — молодец!», «Аллах акбар!» Ну и как тут не вспомнить ставшие классикой жанра эпитеты в адрес судьи Михаила Вилкова: «Судья продажная... Козел ты!» Мнения о том, кто именно в президентской ложе грозненского стадиона заправляет микрофоном, расходятся: одни уверяют, что сам глава Чечни Рамзан Кадыров, другие — президент клуба Магомед Даудов.
Важнее, что это стало нормой — с попустительства руководства Российского футбольного союза и Министерства спорта. Высокие чиновники предпочитают не связываться с буйными высокопоставленными покровителями грозненского клуба, не выбирающими слов и жестов, — видимо, себе дороже.
Характерный момент: известные футбольные специалисты, обычно охотно комментирующие события на поле и за его пределами, на сей раз дружно отказались обсуждать избиение арбитра в Грозном, хотя факт-то вопиющий. Инстинкт самосохранения сильнее чувства справедливости?
Немногословны после матчей в Грозном и тренеры российских клубов. Исключение когда-то составил португальский специалист Андре Виллаш-Боаш. Его возмутило и изумило, что на стадионе судья матча премьер-лиги позволяет микрофонную «озвучку» особо влиятельных болельщиков. Виллаш-Боаш тогда так и сказал в прямом эфире: «Судья сделал из футбола вечеринку, наслаждался спикером, который громко комментировал весь матч. Такие вещи происходят только в России, где у судей нет прав и внутренней силы, мужества». Ни того ни другого не появилось до сих пор.
Можно вспомнить и другие «странности» на стадионе в Грозном. В 2011-м на матче молодежного первенства был избит капитан «Краснодара» Спартак Гогниев. У футболиста были диагностированы перелом носа, ребер, сотрясение мозга. Ему сделали операцию. И что вы думаете? Никаких серьезных санкций к «гостеприимным» хозяевам не последовало. По сути, российские спортивные чиновники узаконили рукоприкладство и непотребное поведение принимающей стороны.
Возможно, международные спортивные инстанции — например, УЕФА — будут принципиальнее. После подобных безобразий они могут принять санкции против всего российского футбола, где царят такие нравы. А нам только этого еще и не хватало...
Министр спорта РФ Олег Матыцин, конечно же, выразил возмущение произошедшим в Грозном. РФС и РПЛ заявили, что проведут серьезное расследование этого ЧП. Но сколько раз мы нечто подобное уже слышали. И до сей поры такие безобразия на стадионе «Ахмат Арена» и других спортивных аренах Северного Кавказа оставались безнаказанными. Посмотрим, чем дело закончится на этот раз.