История жизни автора картины «Утро на Куликовом поле» Александра Бубнова
Полвека назад в саратовском райцентре Аткарск мне попался чудом сохранившийся черно-белый снимок с надписью: «К 10-й годовщине Октябрьской революции в Советской России не должно быть ни одного неграмотного». Неизвестный фотограф запечатлел группу преподавателей и выпускников Единой трудовой школы второй ступени. В центре мальчик с альбомом и карандашом, рядом другой, в косоворотке с белыми пуговицами. Так случилось, что эти друзья школьных лет оставили яркий след в отечественной истории.
Краевед Мария Новикова рассказала, что мальчик с альбомом — Александр Бубнов, знаменитый советский живописец, последователь Сурикова и Васнецова. Его картины есть в разных музеях, а самая знаменитая — «Утро на Куликовом поле» — удостоена места в Третьяковской галерее. За эту работу мастер в 1948 году получил Государственную премию.
Я поспешил снять копию с памятного снимка и поехал в Москву к Александру Павловичу. Меня приветливо встретил мужчина среднего роста, волосы черные с проседью. При виде снимка Александр Павлович обрадовался. Долго разглядывал фото, вспоминая имена, фамилии и даже прозвища одноклассников.
— А знаете, я с альбомом действительно не расставался, — вспоминает художник. — Рисовать начал с четырех лет, когда увидел, как мой дядя на листке из тетрадки изобразил лошадь. Я так изумился, что сам принялся рисовать все подряд...
После средней школы Александр учился в Москве во ВХУТЕИНе — Высшем художественно-техническом институте. Работы молодого мастера замечали критики — «Комсомольский субботник», «Погиб в бою», «Разведка», «Белые в городе». Первый большой успех принесло полотно «Октябрины», созданное в 1936-м. В годы войны Александр Бубнов, боец агитпропа, рисовал карикатуры для газет, журналов и листовок. А с 1943-го по 1947-й работал над картиной «Утро на Куликовом поле». Это монументально-эпическое полотно вошло в золотой фонд отечественной исторической живописи.
Под конец беседы хозяин подчеркнул: у него было много учителей, но особенно он благодарен своему первому учителю Николаю Федорову. И, написав на листочке его аткарский адрес, просил при случае передать привет от благодарного ученика.
Позже Николай Яковлевич рассказал мне, как создавалась знаменитая картина. Художник основательно изучил труды ученых, летописи, древние книги. Ходил по рынкам, приобретал старый подходящий реквизит. Достал даже кольчугу, топорик и щит времен Куликовской битвы. А уже после войны недалеко от Аткарска, на Волге, увидел бригаду рыбаков — все кряжистые, косая сажень в плечах. С них Бубнов и срисовывал персонажей будущей картины. То есть все эти древнерусские воины на полотне списаны с живых людей.
В последние годы жизни он снова обратился к историческим событиям. В эскизах, набросках работ «Ледовое побоище», «Петр I», «Княжеские дружины в походе», «Кузница», «Проба меча» — предварительные варианты, решения темы то в бытовом жанре, то в жанре героической эпопеи. Работы хранятся в Третьяковке, Русском музее, в Казахской художественной галерее. А на родине, в Аткарске, в музее школы № 6 — среди экспонатов бубновские эскизы к картинам «Тарас Бульба», «Осень», автолитографии и рисунки 11-летнего ученика Шуры Бубнова.
Теперь вернемся к старому снимку, где рядом с будущим живописцем паренек в косоворотке. Это Володя Антонов, который после школы по путевке комсомола отправился в армию. Войну встретил майором под Каунасом и, когда в августе погиб командир, возглавил стрелковый полк. Участвовал в боях под Москвой, сражался на Кавказе.
С 1943-го он уже командир 301-й стрелковой дивизии. У нее на боевом счету участие в Донбасской, Мелитопольской, Николаевско-Криворожской операциях, освобождение Одессы и Кишинева. А 6 апреля 1945 года за умелое руководство дивизией при прорыве обороны противника во время Висло-Одерской операции и проявленные храбрость и мужество Владимиру Семеновичу Антонову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Маршал Жуков в своих знаменитых «Воспоминаниях и размышлениях» отмечает, что 1 мая 1945 года дивизия под командованием Антонова во взаимодействии с 248-й стрелковой дивизией овладели зданиями гестапо и министерства авиации. Эти части вели бой за Имперскую канцелярию, где находился бункер Гитлера. А 2 мая к 15 часам «с врагом было полностью покончено»...
В войну Владимир Семенович был дважды ранен и дважды контужен. Награжден многими орденами, среди которых есть и польский «Крест Грюнвальда», и румынский орден Тудора Владимиреску. Мне приходилось встречаться с Владимиром Семеновичем у него дома в Москве. Он показывал мемуары Маршала Победы с подписью автора. Подарил мне свою документальную книгу «Путь к Берлину». И с особой теплотой вспоминал аткарскую школу и тех двух мальчишек, что рядом на старом снимке. Оба они сослужили службу своему Отечеству — с кистью и с оружием в руках.