За последние два года в России более чем вдвое выросло число сторонников введения визового режима с Украиной. А интерес к теме Украины упал – тоже вдвое
В среду в Москву вдруг заехала депутат Верховной рады Надежда Савченко. Интересно, что было бы, явись вот так, запросто, в Киев Жириновский? А тут никакого внимания со стороны окружающих — ну приехала тетка в вышиванке, ну ходит себе... Между тем за последние два года в России более чем вдвое выросло число сторонников введения визового режима с Украиной: по данным Левада-Центра, об этом заявили 39% опрошенных. При этом в те же два раза снизился интерес наших соотечественников к украинской тематике в целом...
Борис Кагарлицкий, директор ИГСО
— Результаты подобных опросов отражают степень восприимчивости наших сограждан к пропаганде. А она меняется. Поэтому будут меняться и настроения россиян. Сегодня все больше тех, кто не прочь ввести визы с соседней страной, — и это реакция на информационную политику Киева, ну и следствие антиукраинской риторики самой Москвы. Думаю, сейчас мы не более чужды украинцам, чем, скажем, до 2014-го. А визы как появятся, так и уйдут в прошлое. Потому что, несмотря ни на что, мир объединяется.
Андрей Кураев, протодиакон
— Все зависит от направленности телепропаганды. Пока она работает в одну сторону. Пора прекратить информационные атаки в обоюдном режиме, тогда с годами обстановка хоть как-то разрядится. Но введение виз осложнит и без того плачевную ситуацию, усилит напряженность. Украине невыгодно вводить визы: ответные российские ограничения помешают украинцам работать в нашей стране. А это удар по миллионам украинских семей.
Леонид Радзиховский, публицист
— Принуждение к братству породило только отчуждение, разъединение между нашими народами. С другой стороны, россияне, наконец, поняли: Украина — это иностранное государство. Когда-то название книги президента Кучмы «Украина — не Россия» вызывало улыбку, а теперь уже не так смешно. Ждать ли виз? Со стороны России я бы их ввел. Почему граждане иностранного, да еще конфликтующего с нами государства должны ездить к нам просто так? Да, за спиной годы общей истории. Да, схожие языки. Но теперь мы точно две разных страны. И как только придет полное осознание наших различий, закончится ругань и начнется полноценное сотрудничество. У всех арабских стран один язык, один этнос. Но это не означает, что Саудовская Аравия захочет присоединять Кувейт. Чехи и словаки — считай, один народ. Но живут теперь в разных государствах.
Олег Шеин, депутат Госдумы РФ
— Легко начать конфликт, а выйти из него куда сложнее. Раны долго заживают. Опыт других стран показывает, что иные затягиваются и десятилетиями. Вспомним вражду Германии и Франции, Грузии и Абхазии... Да, визы с Украиной и правда могут появиться. Но магистрально человечество идет по пути устранения визовых барьеров и отказа от идеи национальных государств. Две страны объединились в единую Германию, а сейчас она интегрировалась в ЕС. Даже выход Великобритании из Евросоюза не сопровождается возвращением виз. Конечно, при желании можно тормозить прогресс и повсеместно внедрять визовые режимы. Но историю не переспоришь.