В проекте федерального бюджета расходы на здравоохранение снижены на 40 миллиардов рублей
Расходы на здравоохранение в федеральном бюджете — 2016, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, снижены на 40 млрд рублей. А все государственные траты в этой сфере могут составить, по оценкам, 3,3% от ВВП (в ведущих странах этот показатель держится на уровне 7-9%). Что означает одно: наше якобы бесплатное здравоохранение на самом деле обрекает многих россиян, которым требуется серьезное лечение, на унижения и мучительные испытания. И масштабы платной медицины у нас из года в год стремительно расширяются.
Свежее исследование фонда «Общественное мнение» (ФОМ) свидетельствует: практически каждому второму опрошенному приходилось оставлять деньги в государственных поликлиниках, амбулаториях, больницах. Почти половина этих пациентов платили за те медицинские услуги, которые в принципе должны быть бесплатными. Но... Надо, к примеру, месяцами ждать, пока подойдет очередь на сложное исследование. А за деньги в соседней клинике или даже этажом выше можно сделать его хоть завтра. Бывает, просто невозможно сделать бесплатно дорогостоящий анализ. К тому же платные услуги нередко более качественные. Понятно, когда речь о здоровье, об экономии не думаешь. Словом, настоящие больные идут в обход. А точнее, их туда искусно направляют...
Треть опрошенных производят оплату в государственных клиниках вполне официально, то есть это становится узаконенным делом. Те, кто достает кошелек в медучреждениях, платят за самые разные услуги: за прием у врача, анализы и обследования, диагностику, за наркоз, медкомиссию, получение справки...
Речь, подчеркну, не идет о проявлении благодарных чувств пациента (лично я в этом не вижу ничего предосудительного) — таких случаев, судя по опросу, всего-то 2%. «Расходы на платные медуслуги для семейного бюджета многих пациентов — ощутимая трата», — отмечают аналитики ФОМа. Об этом заявил каждый третий. А с учетом расходов на дорожающие космическими темпами лекарства для многих российских семей болезнь родного человека становится еще и финансовым бедствием.
По данным Росстата, объем платных услуг населению в сфере здравоохранения с января по август 2015 года превысил 322 млрд рублей (за аналогичный период прошлого года — 278 млрд). Всего же по итогам 2015-го эти (официальные!) расходы граждан ожидаются на уровне 485 млрд.
Для сравнения: в 2005-м этот показатель составлял 108 млрд, в 2012-м — 312 млрд, в 2013-м — 358 млрд рублей... Похоже на набирающую скорость снежную лавину.
Однако реальные расходы граждан в сфере здравоохранения, если приплюсовать еще и неофициальные платежи, гораздо больше: по экспертным оценкам, общая сумма превышает 800 млрд. Это почти треть всех госрасходов на здравоохранение — федерального и региональных бюджетов, а также Фонда обязательного медицинского страхования (2,5 трлн в прошлом году).
В самом отчаянном положении оказываются тяжелобольные малообеспеченные россияне, которым для выживания необходимы лекарства, не включенные в официальный список медикаментов, предоставляемых бесплатно по назначению врача. Подойдя к краю могилы, эти люди из последних сил борются за свою жизнь — и не только с болезнью, но и с бездушной бюрократической системой.
Возьмите взорвавшую интернет историю победы в суде, которую одержал мужественный житель Батайска Ростовской области 37-летний инвалид Дмитрий Сафонов. Диагноз «диабет» был поставлен ему в 21 год. Живет с отцом и матерью, у которых тот же недуг. Все трое — инвалиды. У Дмитрия тяжелейшая форма диабета, при которой обычные инъекции инсулина с помощью шприц-ручек уже не помогают. В соответствии с назначением врача к телу прикреплена инсулиновая помпа, доставляющая в организм микродозы лекарства в непрерывном режиме под контролем компьютера. Прибор-то хороший, да только расходные материалы для него обходятся в 12 тысяч рублей в месяц. И вот ростовские чиновники заявляют, что расходники больной должен покупать на свои деньги. Но как, если пенсия у него — 9538 рублей 20 копеек? Ложись и помирай?
А чиновники вроде бы действуют по инструкции. В перечне изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и социальных услуг, — более 200 наименований, а вот расходники для инсулиновой помпы там не упомянуты. И сразу множество больных, которые используют этот умный прибор, оказались в критической ситуации. Для Сафонова же, перенесшего инфаркт миокарда, страдающего гипертонической болезнью, диабетическими нейропатией и ангиопатией, ишемической болезнью сердца, это поистине вопрос жизни и смерти!
«Я на своем опыте убедился в несовершенстве нашей системы здравоохранения, — отвечает на мой вопрос Дмитрий. — Многие врачи просто не знают, какие новые возможности лечения сегодня доступны для обычных больных. А что уж говорить про больных?»
Сафонов показывает мне размещенную в интернете свою статью, в которой он учит страдающих диабетом добиваться своего. Цитирую: «Поход к врачу-эндокринологу в поликлинику за выпиской жизненно необходимых препаратов — это целая военная операция. Начну с регистратуры в поликлинике. Получить талон к эндокринологу — это из мира фантастики. Все расписано на месяц вперед. Но наконец-то я у врача. И оказывается, что можно получить лишь инсулин, да и то при наличии лекарства в аптечном пункте. А мне нужны еще препараты для лечения осложнений, тест-полоски... Этого нет для льготников. На просьбу выписать рецепт получаю вежливый отказ. Часто видел людей, выходивших от врача в слезах. Но надо не плакать, а бороться! После нескольких моих обращений в Министерство здравоохранения Ростовской области, а также в прокуратуру мне начали выдавать все препараты, рекомендованные специалистами... Дорогие друзья, верьте в себя, отстаивайте свои права!»
Когда в Минздраве Ростовской области Дмитрию отказали в бесплатных расходниках (чинуши от медицины поступили не только аморально, но и незаконно, поскольку официально предусмотрена возможность обеспечения больных граждан препаратами, не входящими в пресловутые перечни, если пациенты по решению врачебной комиссии нуждаются в этих медикаментах по жизненным показаниям), Сафонов обратился в прокуратуру и в суд. Дело затягивалось. Дмитрий влез в долги, чтобы покупать себе расходники, иначе бы он просто умер. И вот 19 октября суд постановил: Минздрав Ростовской области обязан обеспечивать Дмитрия расходными материалами к инсулиновой помпе, а также выплатить ему деньги, которые он потратил на расходники. В телесюжете я видел лицо крупным планом, когда Дмитрий не смог сдержать слез. Не могу забыть эти кадры...
«Не получилось сдержать эмоции, — признался мне Дмитрий. — Ведь эта победа над бюрократической системой открывает путь для отстаивания своих прав многим моим товарищам по несчастью. Сотни и сотни людей поддержали меня в интернете. Я очень благодарен всем...»
Валерий Володин, доктор медицинских наук, профессор, экс-заместитель министра здравоохранения России, президент Национального центра санитарного просвещения населения
— Платная медицина наступает широким фронтом, бесплатное здравоохранение пятится, неся невосполнимые потери. Ведь если у человека нет денег на визит к врачу в платную поликлинику, а с доступностью и качеством услуг в госучреждениях данного населенного пункта большие сложности, то заболевший гражданин занимается самолечением. Таких, как показывают опросы, немало. И это очень тревожно. Нарушается чрезвычайно важное конституционное право россиян. Цитирую статью 41 Основного Закона: «1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений... 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Я бы повесил эту цитату перед каждым чиновником, имеющим отношение к медицине.
Что касается ситуации с диабетиками, которых заставляют покупать расходные материалы за свой счет, то это как раз из разряда грубейших нарушений Конституции. Почему в документе, подписанном председателем правительства, нет этих злополучных расходников? И почему сразу же не исправили ошибку, обрекая инвалидов на хождения по мукам? Чрезвычайно неприглядно выглядит Министерство здравоохранения Ростовской области, которое даже на суде выступало против тяжелобольного инвалида. Более антигуманный подход представить себе трудно. Хорошо бы всем чиновникам от медицины почитать отклики на эту историю в интернете. Очень советую...