Несмотря на внушительность даты — 150 лет со дня рождения, — фестивальная программа составлена не как панегирик почтенному мэтру, а как доказательство того, что легендарная система до сих пор оказывает влияние даже на тех мастеров, кто не считает себя последователями Станиславского.
«Международная премия Станиславского» — одна из самых авторитетных в театральной России. Награждение проходит по завершении фестиваля, но лауреаты объявляются уже на старте. Премии за лучшие роли разделили между собой столицы. Две увезут актеры МДТ — Театра Европы: Ксения Раппопорт (леди Мильфорд в шиллеровском «Коварстве и любви») и Сергей Курышев (доктор Стокман во «Враге народа» Ибсена); третья досталась «женовачу» Алексею Верткову (Веничка в инсценировке романа Венедикта Ерофеева —«Москва — Петушки«). Премия «За вклад в развитие русского театрального искусства» — у Алексея Петренко. «Событием сезона» стал «Добрый человек из Сезуана» в Театре им. Пушкина. Премией «За вклад в искусство русской сценографии» отмечен главный художник РАМТа Станислав Бенедиктов. Премии «За организацию театрального дела» удостоены Елена Камбурова за создание уникального «Театра музыки и поэзии» и директор Рижского театра русской драмы Эдуард Цеховал.
Московскую программу фестиваля составили самые заметные спектакли минувшего сезона, представляющие весь спектр отечественного психологического театра, от строго классического «Царя Федора Иоанновича» Бориса Морозова (Театр Российской армии) до инсталляционной «Египетской марки» Дмитрия Рудкова («Мастерская Петра Фоменко»). Это и балансирующие на грани фола «Лейтенант с острова Инишмор» Александра Суворова (Московский ТЮЗ) и «Москва — Петушки» Сергея Женовача (Студия театрального искусства). Это предельно искренний и жесткий «Добрый человек из Сезуана» Юрия Бутусова (Театр им. Пушкина) и вневременной, преисполненный уважения к великому поэту «Евгений Онегин» Римаса Туминаса (Театр им. Вахтангова). Разрушающая пыльные оперные каноны озорная «Итальянка в Алжире» Евгения Писарева (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). Отбирали спектакли, как признался худрук фестиваля Сергей Женовач, руководствуясь скорее интуицией, нежели «алгеброй». Но каждая «планета» оказалась на своей орбите, и вращаются они все в одной системе. Той самой.
Международная программа: каждое имя — даже не планета, а галактика. Что-то в спектаклях европейских мэтров нашему зрителю покажется странным, возможно, шокирующим, но чтобы обыденность обрела утраченный смысл, вкус и цвет, почва хоть ненадолго должна уйти у человека из-под ног.
Открылся «Сезон» спектаклями диаметрально противоположными по жанру и эстетике. «Счастливые дни Аранхуэса» швейцарский режиссер Люк Бонди, недавно возглавивший парижский «Одеон», поставил по пьесе живого классика-скандалиста Петера Хандке (в 2004-м Эльфрида Елинек хотела отказаться от Нобелевской премии по литературе в его пользу). Вердикт драматурга и режиссера безапелляционен: после сексуальной революции, которой люди позволили совершиться, подлинное счастье в любви для них так же недостижимо, как рай для Адама и Евы. Он и Она обречены на одиночество вдвоем: рассуждают о глубоких чувствах, но то и дело скатываются в описание похождений, в которых глубины не больше, чем в пересохшем соляном озере.
Мольеровский «Мнимый больной» в трактовке Мартина Вуттке, выступившего в этой постановке как режиссер и исполнитель главной роли, философичен, актуален и смешон в равной мере. Актер воистину универсального таланта (кинопублика знает его по знаковой роли Адольфа Гитлера в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино, а театральная любит как булгаковского Мастера) ведет предельно честный разговор со зрителем. Его Аргон мучительно борется не со своими несуществующими недугами, но с несокрушимым страхом, угнездившимся в самых недоступных тайниках его искалеченной души. Смеясь над ним, вдруг с ужасом понимаешь, что мало чем отличаешься от него...
Дальнейшая программа не менее впечатляюща. Клаус-Мария Брандауэр «прокрутит» поставленную специально для него Петером Штайном «Последнюю ленту Крэппа», превратив одну из самых известных абсурдистских пьес мирового репертуара в зловещую буффонаду. Эймунтас Някрошюс представит, наконец, свою версию «Божественной комедии» в полном виде: за уже известными московскому зрителю «Чистилищем» и «Адом» последует «Рай». Завершит программу «Там, за дверью» фламандца Люка Персеваля: история немецкого солдата, потерявшего на Восточном фронте не только ногу, но смысл собственного существования.