Депутатов нашей Госдумы условно можно разделить на две категории – молчуны и забияки. Первые скромно тянут свою лямку, вторые скандалят или фонтанируют удивительными идеями
Депутат Алексей Митрофанов, мужчина видный и импозантный, – один из ярких представителей группы забияк. Среди коллег по Думе прославился тем, что регулярно меняет свои политические пристрастия. Начинал когда-то как видный функционер ЛДПР и верный соратник Жириновского. Потом вдруг проникся любовью к «Справедливой России». А в этом политическом сезоне решил сыграть за команду «Единой России».
Поскольку в прошлом Алексей Валентинович немало поработал в сфере шоу-бизнеса в качестве музыкального продюсера, в своей политической деятельности он тоже часто применяет этот богатый опыт. Вот почему его инициативы в Госдуме носят элементы хорошо поставленного шоу с претензией на высокий рейтинг. Так случилось и на этот раз, когда Митрофанов объявил о том, что он разработал законопроект о политической рекламе.
По мнению Митрофанова, в этой сфере масса недоработок. Например, во время выборов недостаточно используются носители рекламы: помимо привычных площадок типа СМИ, общественного транспорта и рекламных конструкций агитация за кандидатов и партийные программы может охватить также детские, образовательные, медицинские и культурно-спортивные учреждения.
А что, здравая идея! Почему, допустим, воспитанники детских садов, которые являются потенциальными избирателями, выпадают из политического процесса? Все равно же они ничем особым не заняты. Сидят на горшках – а могли бы в это время штудировать плакаты, где в ярких мультяшных образах отражались бы идеи той или иной партии... Как говорится, сегодня ходишь в детский сад, а завтра ты – электорат. На перспективу надо работать!
Но самое вкусненькое в законопроекте Митрофанова, конечно, не это. Алексей Валентинович предлагает запретить публиковать всякие гадости о политических партиях, избирательных блоках и объединениях не только в период выборов, но и между ними. Причем за распространение ложной информации, которая оскорбляет честь и достоинство партийцев, депутат предлагает ввести достаточно жесткое наказание. Если гражданин каким-то образом заденет репутацию партии, то ему могут грозить штраф до 200 тысяч рублей или исправительные работы сроком до года, а если над честным именем партии поглумилась группа лиц, то от двух до пяти лет.
Понятно, что инициатива Митрофанова вызвана исключительно заботой о совершенстве нашей молодой демократии. Однако злые языки тут же заговорили о том, что законопроект напоминает очередную попытку запретить вообще все виды критики в адрес нашей политической системы и ее участников.
Мы уже не раз писали о том, что у нынешней Думы какое-то особенно трогательное отношение к любым новациям, связанным со словами «не пущать», «запретить», «ограничить». В стране огромный воз и маленькая тележка реальных законодательных пустот, которые жизненно важно заполнить. Тем не менее «забияки» продолжают креативить только в одном направлении. Характерно, что инициативу Митрофанова поддержали в ЦИК РФ, которому депутат предлагает отдать на откуп все, что связано с политическим пиаром и рекламой. И это многое объясняет.
Михаил Омский, директор консалтинговой группы «Имидж-контакт»:
– Не вдаваясь в тонкости, первая реакция на предложение Митрофанова: это бред. Как вообще возможна какая-то политическая жизнь, если будет наложен запрет на критику кого бы то ни было? А дальше речь может идти только о политическом, моральном или физическом здоровье человека, который предлагает подобные инициативы. Однако депутат Митрофанов не производит впечатление человека больного, значит, скорее всего, это зондаж. Значит, будем смотреть, чтобы разобраться, кто и что собирается зондировать.
То, что инициативу одобрил ЦИК, тоже не прибавляет ей весомости. Руководитель ЦИК по линейке здравомыслия стоит, конечно, дальше, чем Алексей Митрофанов, но вряд ли воспринимается народом как мессия.