Сегодня заключительный этап испытаний. Дом должен пройти через 8-балльное землетрясение. Заведующий лабораторией сейсмостойкого строительства Института земной коры Сибирского отделения РАН и руководитель испытаний Юрий Бержинский "к эпицентру" допустил только журналиста "Труда". А наблюдающих за событиями с земли отправил в зону безопасности. После этого Юрий Анатольевич дал команду включить двигатели.
Огромные шестерни стали вращаться, маховики раскрутились, и стены дома, сначала легко вздрагивавшие, вдруг затряслись сильно и часто. Если кто-то из вас когда-либо просеивал муку сквозь сито, то скорость колебаний вы легко представите. Дом трясли 20 секунд. Потом, увеличив нагрузку, еще столько же. Когда все стихло и я, сойдя с балкона для наблюдателей, опасливо ступил на крышу фрагмента, Юрий Анатольевич прочитал мне краткую лекцию, категорично запретив употреблять в репортаже слово "землетрясение". "То, что мы делаем, - сказал он, - не является моделью природного катаклизма. Это имитация колебаний здания при землетрясении. Ее природа другая".
На третьем и на втором этажах мы осмотрели поврежденные перегородки. Гипсо-блоки, которые были собраны на растворе, местами обвалились, а те, что на клею, вели себя лучше. Но кое-где тоже потрескались. Вполне прилично выстояли кирпичные стены.
- Все понятно, - прокомментировал Юрий Бержинский. - Пролет в шесть метров велик. А более короткие тряску выдерживают.
Уже по предварительным итогам испытания стало ясно, что в Иркутске теперь можно возводить дома в 12-16 этажей, которые не боятся землетрясений в 7-8 баллов. Эта серия станет основной для массовой застройки в новых микрорайонах. На испытаниях присутствовал заместитель руководителя Центра сейсмостойкости сооружений Центрального НИИ строительных конструкций Госстроя РФ Владимир Смирнов. По его словам, результаты покажут, насколько пригодны новые дома и для Чечни. Потому как по сейсмичности она схожа с Иркутской областью. И не без гордости добавил, что иркутские испытания в России - первые за многие годы. Последний раз таким образом "трясли" дом в 1986 году на Камчатке.