КТО ПОДНИМЕТ "БУЛАВУ"?

Вчера Совет Федерации утвердил поправки к бюджету-2004. Минобороны дополнительно получает в счет долгов по оборонному заказу более 5 млрд. рублей. Поистине царский подарок его ждет и в следующем году: расходы на гособоронзаказ составят 188 миллиардов рублей, а это почти на 50 миллиардов больше, чем в нынешнем.

Для наглядности: новейший танк Т-90, например, стоит около 30 миллионов рублей. Другими словами, если всю эту прибавку "бросить" на переоснащение танковых войск, то они получили бы почти 1700 единиц первоклассной бронетехники. Словом, у Минобороны впервые, пожалуй, за последнее десятилетие появляется реальный шанс начать замену давно устаревшего парка боевой техники на новейшие образцы. Удастся ли его использовать?
В декабре на заседании специальной правительственной комиссии планируется утвердить программу финансирования новейших военно-технических разработок. Такого рода мероприятия проходят за плотно закрытыми дверями. Тем не менее "Труду" удалось выяснить, что на прикладные научные исследования и опытно-конструкторские разработки в интересах обороны и безопасности в следующем году планируется выделить более 80 миллиардов рублей. Проблема, однако, заключается в том, что дистанция от начала разработки опытного образца до запуска в серию сокращается крайне медленно. Вот данные Федеральной службы по оборонному заказу. Из более чем 3,5 тысячи научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в 2001-2003 годах ежегодно завершалось не более 100. И одновременно открывалось по 200-300 новых. То есть даже те крайне скудные средства, которые выделялись на разработку новейшей техники, образно говоря, размазывались по тарелке.
Более 15 лет, например, на Урале, в Миассе, шла работа над проектом стратегической ракеты морского базирования "Барк". Начались летные испытания, но первые три пуска оказались неудачными. Вообще-то это обычное дело: на испытания нового "изделия" дается не менее семи ракет. Но проект срочно сворачивают и передают в Московский институт теплотехники, хотя именно под него одновременно строились новые подводные стратегические атомоходы четвертого поколения серии "Борей". Первый из них, "Юрий Долгорукий", скоро должен сойти со стапелей северодвинского "Севмаша". По замыслу, оснащать его будут новыми ракетами "Булава", разработка которых началась практически с чистого листа. Весной этого года прошли лишь испытания макета, а попросту - железной болванки. Когда "Булава" будет готова нанести сокрушительный удар по супостату и сколько бюджетных денег уже вложено в этот затянувшийся проект, сегодня не скажет, пожалуй, никто.
Похожая история уже более 10 лет тянется и с боевыми вертолетами, которых так не хватает нашей армии. Считается, что Ка-50, или "Черная акула", как окрестили его в войсках, стоит на вооружении с 1995 года. Эта машина великолепно себя зарекомендовала в горных условиях, но в Чечне применялась лишь в 2002 году. Как ожидается, в 2005 году Минобороны закупит несколько штук двухместной модификации "Акулы" - вертолета Ка-52 "Аллигатор". В дальнейшем программу планируется свернуть, несмотря на то, что, по данным экспертов, на ее разработку уже потрачено около 1 миллиарда долларов. Предпочтение отдано "Ночному охотнику" - вертолету Ми-28 Н, который начнет поступать в войска не раньше 2008 года.
В мае Минэкономразвития пообещало, что в 2005 году Российская армия получит около 450 новых видов вооружений. Уже в сентябре глава военного ведомства внес коррективы: только по 300 темам будут либо завершены госиспытания, либо образцы примут на вооружение. "Мы не настолько богатое государство, чтобы позволить себе огромные модельные ряды боевых машин", - заявил Сергей Иванов.