То, что юбилей не был замечен коллегами, можно было бы считать случайностью. К сожалению, это не так. Внимательному взгляду открывается череда событий внутрителевизионной жизни последнего времени, свидетельствующая, полагаю, о кризисе, охватывающем профессиональное телесообщество.
Симптоматично то, что произошло месяц назад на глазах миллионов зрителей, когда в концертном зале "Россия" торжественно вручались ежегодные телевизионные премии ТЭФИ. Церемония в этом году проходила по-новому: академики делали свой выбор, сидя вместе с гостями в креслах и нажимая кнопки электронных пультов. Тут же, на громадном экране, бежали цифры-голоса, отданные за претендентов на приз в каждом из разрядов. Они, эти цифры, в некоторых случаях оказались шокирующе неожиданными.
Те каналы и программы, которые в последние годы были бесспорными фаворитами, раз за разом получая заветные бронзовые статуэтки Орфея, на сей раз остались ни с чем. Казалось, с таким исходом борьбы за награды можно было бы смириться: ведь на ТВ сезон на сезон не приходится. Насторожило другое: иные из телевизионных академиков сразу же после завершения церемонии заговорили о протестном голосовании. При этом раскрывать суть "протеста" никто не спешил. Оставалось догадываться. Президент телеакадемии В.Познер в газетном интервью заявил, что знает об истинной подоплеке странных итогов конкурса ТЭФИ. Но поделиться с читателями своими знаниями тоже не захотел.
Уже через две недели после случившегося в зале "Россия" конфликты внутри телевизионного семейства продолжились. Показанный в связи с десятилетием канала двухчастный документальный фильм "НТВ: автопортрет" вызвал скандал в среде бывших и нынешних звезд эфира. И во всех подробностях вылился на страницы популярной столичной газеты: Е. Киселев и Л. Парфенов в непарламентских выражениях выясняли свои непростые отношения. Возвращаясь к событиям более чем двухлетней давности, они выставили на обозрение публики грязное белье, сообщив нам непривлекательные подробности случившегося тогда в коллективе раскола.
В вышедшем на минувшей неделе выпуске "Школы злословия" ("Культура") гостем Татьяны Толстой и Дуни Смирновой был небезызвестный Альфред Кох. Он подлил масла в огонь скандала, разгоревшегося на НТВ по поводу недавней истории канала. С присущей ему прямотой, плавно переходящей иногда в цинизм, заявил, что пришел в то время на "четвертую кнопку" не для творчества и даже не для административной деятельности. Его целью, оказывается, было "враждебное поглощение" НТВ.
Кох объяснил смысл непонятной зрителю терминологии. Под ним скрывается распространившееся у нас в последнее время явление: вполне дееспособное предприятие искусственно доводится до банкротства, а затем скупается по дешевке, чтобы потом быть с выгодой проданным по частям или целиком. В общем, та история, что с блеском рассказана в известном фильме "Красотка" с Джулией Робертс и Ричардом Гиром в главных ролях. Только там, если помните, авторы, да и герой Гира, прекрасно осознают неблаговидность "поглощения". И в финале решительно меняют свою позицию. Кох же в течение часовой беседы со "злословными" дамами настаивал на моральности любых своих решений в сфере телебизнеса...
Эти несколько фактов из нынешней телевизионной жизни обретают сегодня, за неделю до начала бурной избирательной кампании, особый смысл. Известно ведь, что ТВ оказывает решающее влияние на людей, приходящих голосовать. Обман и накачка, заказная тенденциозность, выполнение "телекиллерских" функций - все, что творилось на ТВ в пору предыдущих выборов, становится сегодня невозможным. И не только из-за принятого недавно Думой закона, строго регламентирующего работу ТВ в предвыборные недели. В гораздо большей степени, на мой взгляд, здесь сказываются перемены, происходящие в нашей жизни, в отношениях общества и СМИ. И очень важно, чтобы телеканалы вступали в жаркую пору политических баталий, забыв или, по крайней мере, отложив на время внутрицеховые конфликты.