КЛУБ ТРЕХ ТОЛСТЯКОВ

Вы едите, когда не голодны? И продолжаете обычно жевать, хотя насытились? А стресс "заедаете" чем-нибудь вкусным? Утвердительный ответ даже на один из этих вопросов заносит вас в группу риска. "До обжорства в таких случаях недалеко, - в простоте объяснили мне в ростовском обществе анонимных переедающих, где новичкам предлагают анкету из 15 подобных вопросов.

Организаторы общества убеждены, что в России 5-6 человек из каждых 10 постоянно едят больше, чем положено природой. И рождается настоящая зависимость К примеру, у Надежды К., дамы явно нестандартных габаритов, все началось с того, что однажды свекор похвалил молодую невестку: "А ты лучше готовишь, чем моя благоверная". Эти слова прозвучали для нее музыкой. У плиты она могла стоять часами, подкрепляя репутацию талантливой кулинарки несметным числом блюд.
Постепенно члены семьи, в том числе и сама Надежда, пристрастились к чревоугодию. А Надежда стала замечать за собой странные вещи. Представительница интеллектуальной профессии, она постепенно теряла интерес к музеям, театрам и читальным залам. Зато вид вкусно приготовленной пищи дарил наслаждение, по сравнению с которым меркли остальные радости жизни. Маршрут на работу выбирала мимо закусочных, кафе. Нередко прибегала к "перекусам" по дороге, хотя перед выходом из дому плотно завтракала.
Об этом Надежда рассказала на собрании в обществе таких же, как она, переедающих. Здесь достаточно назвать имя, а можно взять себе псевдоним. Важен лишь искренний рассказ о себе, который, по мнению организаторов, уже сам по себе поможет избавиться от навязчивой тяги (вроде наркотика) к еде.
Светлана, женщина лет 45, пряча глаза, рассказывает, что в гостях не может дождаться, когда всех позовут к накрытому столу. Незаметно утаскивает с общих блюд куски и тайком (порой даже в туалете) поглощает.
Другая женщина, представившаяся Ольгой, рассказала присутствующим, что ест два раза в день - в пять вечера и около часу ночи. Любимого мужчину кормит отдельно, в гостиной. А когда он, откинувшись в кресле, вперивается в телеэкран, отправляется на кухню и там приступает к трапезе сама. Еда для нее - интимный процесс, "свидетели" не нужны. В ход идут жареная курица (целиком), два-три вида гарниров, салаты, рыба, паштет, грибы и такие неучитываемые "мелочи", как коврижки, печенье, булочки, чай. "Потом сижу, - сетует Ольга, - боясь пошевелиться. Кажется, желудок лопнет. Ночью страдаю не столько от болей, сколько от ненависти к себе. Даю себе слово, что "такое обжорство" - в последний раз. Но завтра все повторяется снова".
Почти все члены общества не раз побывали у психологов, у докторов разного профиля. Таблетки, пищевые добавки лишь на время снимали проблему. А тривиальные советы специалистов типа "Постарайтесь воздержаться от лишней еды" - забывались сразу же по выходе из кабинета. Патологическая зависимость от пищи брала верх.
Я с удивлением обнаружила, что обжоры не всегда выглядят, как колобки, необязательно напоминают Гаргантюа. В частности, о субтильной Марии не скажешь, что она - из числа любителей поесть. Она же о себе иного мнения: "Когда спрашивают, сколько раз в день я ем, отвечаю - один. Правда, еда у меня начинается утром, а заканчивается к ночи. Потом чувствую себя очень плохо. Болит все, кожа зудит. Однажды чуть не решила свести счеты с жизнью". К слову, суициды среди обжор тоже случаются...
Члены общества считают, что обжорство - это не вредная привычка, а болезнь, в развитии которой серьезную роль играют и физический, и эмоциональный, и духовный факторы. Наука пока не может с точностью ответить, почему у человека возникает болезненная привязанность к еде. Светлану, перенесшую несколько желудочно-кишечных операций, врачи предупредили: "Не больше 200 граммов пищи в один прием". Но и зная о возможном роковом исходе, она не может найти в себе силы отказаться от лишней тарелки. Мне довелось услышать и образное объяснение: "Одержимость едой - крепкая нить, при помощи которой дьявол удерживает душу человека"...
Программа, предлагаемая обществом, состоит из 12 пунктов. Первый из них предлагает признать свое бессилие перед едой и неспособность управлять собой. Согласившись с данным тезисом, анонимные обжоры стоят перед выбором: быть несчастным переедалой или преодолеть себя, шаг за шагом отказываться от лишнего. "Многим хочется проглотить чудодейственную таблетку и избавиться от порочной зависимости, - говорит Нина Ивановна, инициатор создания общества. - Но так не бывает. Требуется воля, труд души". В частности, программа предлагает составить список людей, которым когда-то было причинено зло, и извиниться, возместить ущерб. А самый сокровенный смысл программы состоит в том, что страдающий обжорством должен "глубоко и бесстрашно исследовать себя с нравственной точки зрения" и просить Бога избавить от дефектов характера. Атеистически настроенным людям этот пункт дается с немалым трудом. Для некоторых программа является как бы мостиком от полного отрицания существования Всевышнего к его признанию. Метод самоанализа, применяемый на собраниях, помогает избежать старых ошибок, и не совершать новых. Кстати, существует общество только на добровольные анонимные пожертвования его членов. Спонсорские финансовые вливания не допускаются.
Ростовчане уже достигли определенных успехов. На последнем собрании Мария не без гордости сообщила коллегам, что научилась спокойно проходить мимо булочных. Раньше весь купленный хлеб съедала по дороге домой. И умеет теперь обходиться без ночной еды. Собрание отметило эти новости аплодисментами - часть традиционного ритуала.
А с Ольгой и вовсе произошло чудо. Вид продуктов, даже самых аппетитных, уже не побуждает ее к неуемному потреблению пищи. Научившись сдерживать себя, она сбросила двенадцать килограммов. Полнеть не собирается. Как подсчитали сами участники, в среднем из ста известных им обжор в общество приходят десять. И по крайней мере один из этих десяти избавляется от проблем.