Сегодня в Киеве ждут министра иностранных дел России Игоря Иванова. Главной темой
Сегодня в Киеве ждут министра иностранных дел России Игоря Иванова. Главной темой запланированных переговоров станет затянувшийся политический кризис вокруг строительства в Керченском проливе защитной дамбы от таманского берега к острову Коса Тузла, который Украина считает своей территорией.
Однако Игорю Иванову скорее всего не удастся добиться взаимоприемлемых договоренностей ни по Тузле, ни по разделу Керченского пролива и Азовского моря. Официальные лица в Киеве накануне уже успели обозначить свои позиции, краткая суть которых: "Ни шагу назад!" Соглашения, вроде бы достигнутые и совместно озвученные перед журналистами на прошлой неделе премьер-министром России Михаилом Касьяновым и его украинским коллегой Виктором Януковичем, на следующий же день в соседней республике объявлены недоразумением, не имеющим юридической силы. Если после этого и осталось поле для дипломатических компромиссов, то крайне узкое и зыбкое.
Визави Игоря Иванова на предстоящих переговорах министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, например, во вторник повторил многократно говоренное киевскими политиками: никакой экологической необходимости в строительстве дамбы российской стороной нет, никаких сомнений в обоснованности подъема над островом "жовто-блакитного" флага ни у кого быть не может. Хотя появился и новый момент. По словам Грищенко, если добром не договоримся, "участие некоторых зарубежных стран в разрешении проблемы может стать более активным".
В подтверждение незыблемости переговорных позиций Киева президент Украины Леонид Кучма уже поручил приступить к строительству на острове стационарной пограничной заставы на 50 штыков. Причем стройка будет наподобие ударных комсомольских - о вводе в строй объекта государственной важности велено доложить президенту до холодов.
Но самое интересное, что почва уходит из-под ног не только у высоких договаривающихся сторон. Причем не в одном лишь дипломатическом смысле. По наблюдениям украинских экологов, в узкой полоске воды, шириною менее 300 метров, оставшейся между островом и недостроенной дамбой, увеличилась скорость течения. Ситуацию усугубляет украинский земснаряд, без особых исследований продолжающий рядом дноуглубительные работы, призванные, очевидно, затруднить российскую стройку.
Дамбе, состоящей в основном из наваленных друг на друга огромных валунов, это ничем особенным не грозит. А вот песчаные берега острова под украинским флагом море принялось потихоньку слизывать. И ежели его не соединить с дамбой, восстановив когда-то созданную здесь самой природой косу, скоро спорить может оказаться не о чем.