У МЕНЯ УГНАЛИ "ВАЗ". А У ВАС?

мобилей. Это значительно меньше, чем в начале девяностых, когда в сутки владельцы лишались полсотни машин, а в год - более 15 тысяч. Для сравнения: с начала этого года в столице похищено около 4 тысяч автомобилей. По России в целом количество угонов в сутки снизилось с 500 до 200. Наибольшей популярностью из отечественных машин у угонщиков пользуются последние модели "Жигулей" и стабильно - "шестерки", из импортных - новые "мерседесы" и БМВ.

Как считают в МУРе, дилетантов в криминальном автомобильном бизнесе в настоящее время нет. Красноречивый факт: разоблаченная недавно в столице преступная группировка, совершавшая угоны престижных иномарок, посылала своего представителя на заводы фирмы "Мерседес", где тот, устроившись на работу, досконально выяснил, как машину собирают и куда ставят сигнализацию. Там же заимел универсальный ключ, который позволяет моментально открыть любую машину марки "Мерседес", какая бы сигнализация на ней ни стояла. Ключ этот стоит полторы тысячи долларов. Когда бандитов "повязали", на их счету было более десятка похищенных "мерседесов".
Впрочем, иные угонщики не утруждают себя зарубежными "командировками". Оперативники как-то "выписали" из мест заключения известного угонщика автомобилей по кличке "Пестрый". Его подвели к площадке, на которой стояли в ряд 9 иномарок. На взлом каждой он потратил от 2 до 5 минут. "Засыпался" только на "мерседесе" последней марки, но не расстроился: "Выйду на волю, полистаю "букварики" и эту милашку щелкну за милую душу. Нет таких "страшилок" (противоугонных систем), которых я не чикал бы".
Вот и получается, что специалисты "крутых" зарубежных автомобильных фирм годами работают над совершенствованием противоугонных систем, а отечественные умельцы вскрывают их за считанные минуты.
Недавно столичные оперативники задержали преступную группировку, которая "специализировалась" на лимузинах. Заказывая иномарки на свадьбы и дни рождения, бандиты по дороге выкидывали водителей, а машины перегоняли на Северный Кавказ, куда чаще всего уходят ворованные авто.
О банде сыщики узнали еще весной, но задержать их удалось лишь спустя полгода. Помог случай. Экипаж патрульной машины стал свидетелем, как из ехавшего впереди "мерседеса" выпал человек со связанными руками и заклеенным скотчем ртом. Потерпевший едва не оказался под колесами милицейских "Жигулей".
В городе был сразу же введен оперативный план "Перехват", в ходе которого "мерседес" был обнаружен и задержан. В иномарке находились Александр Рузайкин и Аслан Ажигов, которые не отрицали своего участия в нападении. Позднее были арестованы их сообщники Юрий Двейтов, Евгений Павлов и Марина Самойлова.
В ходе расследования установлено, что именно женщина выполняла в банде роль наводчицы. Она, изучая рекламные объявления, делала в столичных фирмах заказы на лимузины с водителями якобы "для проведения семейного торжества". Ее подельники, подсаживаясь в салон, нападали на водителя и выбрасывали его. Затем иномарки перегоняли в подмосковный город Электросталь, где на них делали новые документы и номерные знаки. Оттуда машины следовали на Северный Кавказ, где у преступной группировки был целый круг клиентов.
Пока удалось доказать угон 5 иномарок, однако сотрудники МУРа считают, что таких хищений было не менее двадцати.
Впрочем, для столичной милиции не секрет, что в некоторых автосервисах города и области можно поменять "отпечатки пальцев" автомобиля и что работают там выходцы из Армении и Азербайджана. В уголовной среде популярно выражение "заармянить машину", то есть загнать ее в автосервис для перебивки номера или сборки новой из ворованных запчастей.
Мастерские, где переоборудуют или разбирают машины, чаще всего располагаются в безлюдных местах Подмосковья - в пансионах, пионерлагерях, домах отдыха и даже на территории воинских частей. В общем, подальше от посторонних глаз. Одна из таких подпольных мастерских, например, располагалась на территории Центральной аэрологической обсерватории Росгидромета в подмосковном Долгопрудном. Но сыщики выходили на подпольные автосервисы и в столице. "Раскручивая" одно из хищений, милиция вышла на след троих кавказцев, которые в районе Красной Пресни организовали стоянку ворованных машин. Когда туда нагрянули оперативники, на ней находилось 8 машин с перебитыми номерами агрегатов и фиктивными документами. Среди них были два "мерседеса", "ауди", "форд-мустанг", другие иномарки и двое "Жигулей".
После соответствующей переделки машины с новыми "лицами", как правило, грузятся на трейлеры и отправляются в южном направлении. Такой способ транспортировки считается более эффективным, чем перегон своим ходом.
Используются также железная дорога и воздушный путь. В свое время оперативники МУРа раскрутили дело одной из группировок, организовавшей фиктивную фирму "Блик-3". Она занималась отправкой автомашин в Армению по воздуху. Практически ежедневно из аэропорта "Ермолино" Калужской области поднимались военно-транспортные самолеты, в "чреве" которых находились угнанные машины. Для легализации использовались поддельные документы. Группировка была изобличена в краже полусотни машин.
Оседают угнанные авто не только в суверенных государствах Кавказа. Один из сотрудников столичной милиции, находясь в командировке в Дагестане, ради интереса записал в блокнот московские номера сотни попавшихся на глаза иномарок. При возвращении в Москву проверил их на компьютере. Из ста машин семьдесят были в угоне. Им даже номера менять не стали.
Раньше "черной дырой" для угнанных авто была Чечня: отдавалось предпочтение в основном иномаркам и современным модификациям "Жигулей". По оценкам самих чеченцев, парк личных автомашин в их "горной вольнице" на две трети состоял из краденых автомобилей. Даже бронированный "мерседес-400" одного из лидеров чеченских сепаратистов Яндарбиева - и тот числился в угоне в Москве. Подобная картина характерна и для Ингушетии.
А вот обитатели бывших советских республик Средней Азии самым престижным зарубежным автомобилям предпочитают "Волги", особенно черного цвета, что по-прежнему ассоциируется у них с престижем и обладанием властью.
На рынке угнанных машин появилась и такая "услуга", как предварительный заказ на ту или иную марку, а то и конкретный экземпляр автомобиля. Исключительно под "заказ" клиентов работала балашихинская "бригада", которую недавно обезвредили сыщики Подмосковья. Похищали в основном иномарки. Учитывали все требования клиентов: цвет автомобиля, год выпуска, пробег и так далее. По "заказ" выискивали нужную машину, "пасли" ее владельца, изучали сигнализацию... Впрочем, так работают все "бригады", или, на языке оперативников, "паутины": один сканером "нейтрализует" противоугонное устройство, другой вскрывает машину, третий перебивает номера, да так, что не всякая экспертиза это выявит, четвертый подделывает документы. В общем, "все схвачено, за все заплачено".
Как же удалось сбить в столице волну хищений автомобилей? Появилось больше гаражей, которые специалисты считают "лучшим противоугонным средством", и их число, как и платных стоянок, постоянно растет. Возросло качество противоугонных систем. Многие владельцы, однако, не надеются только на них, даже если это электронная пятиуровневая система с плавающим кодом, и дополнительно ставят на автомобиль одно-два механических запорных устройства. Подобные преграды уж точно не по плечу дилетанту. Разумеется, капкан, защемивший ногу Юрию Деточкину в популярном фильме, как метод защиты машины, морально устарел, но жизнь ведь не стоит на месте. Кстати, "главный автоинспектор России" генерал Владимир Федоров как-то признался, что на его "Ниве" нет сигнализации, но есть штанга на руле. "Я вообще сторонник элементарных вещей. Например, отключения массы, замыкания руля, педали. Понимаю, что все это можно отсоединить, но ведь на все нужно время". Воспользуйтесь советом профессионала. Важно помнить: квалифицированный угонщик действует не более 10-15 минут, а потом убегает - опасность сильнее профессиональной гордости. В общем, как и в любом деле, надо думать, соображать, иначе придется спать в машине.
Владимир ФЕДОРОВ:
"Я вообще сторонник элементарных вещей. Например, отключения массы, замыкания руля, педали. Понимаю, что все это можно отсоединить, но ведь на все нужно время".
Важно помнить: квалифицированный угонщик действует не более 10-15 минут, а потом убегает - опасность сильнее профессиональной гордости. В общем, как и в любом деле, надо думать, соображать.