Бизнесом, приносившим прежде колоссальные доходы, была так называемая чернобыльская растаможка иномарок. Машины по паспортам жителей зоны радиоактивного заражения бесплатно ввозились на территорию России и переправлялись в столичные автосалоны. Когда депутаты приняли поправки к закону и перекрыли эту лазейку, криминал нашел новую. Суды Смоленской области стали принимать решения в пользу Героев Советского Союза и России, которые якобы требовали бесплатной растаможки иномарок. На самом деле от их имени орудовали все те же воротилы теневого бизнеса. Когда Верховный суд поставил точку и здесь, столичный криминал поднапрягся и сокрушил даже это препятствие.
Если между Россией и Белоруссией существует таможенный союз - значит, иномарка, ввезенная в Белоруссию, уже не должна облагаться пошлинами при переправке в Россию. Такова была логика владельцев автосалонов. Со временем она стала доводом и для судов Смоленской области, которые принимали решение легализовать машины в России без пошлин. И сквозь прорванную плотину ринулись толпы жаждущих обогащения. Руки работников канцелярии устали прикладываться печатями к решениям судей. Таможня Смоленской области пыталась было протестовать, но безуспешно. В итоге обстановка так накалилась, что Центральное таможенное управление на время перевело оформление автомобилей в Брянск. Смоленская прислуга столичного криминала ринулась следом...
Никто, разумеется, не перегоняет сами автомобили. Чаще всего путешествуют только документы, а "мерседесы" или "ауди" прямо из Витебска или Минска переправляются в московские автосалоны. После оформления всех процедур, а иногда еще и до их завершения.
Уже в первый день "нового порядка" Брянскую таможню осадили дельцы, у которых на руках было больше сотни судебных решений. Правда, из них ни одного, принятого брянскими судами. Местные служители закона до сих пор напуганы отставкой четырех судей, которые погорели на чернобыльской растаможке. Смолянам такие страхи не знакомы, потому они смело "защищают конституционные права граждан".
Эта "защита", однако, оборачивается колоссальными потерями бюджета. Дело в том, что оформление машин в Белоруссии обходится в пять - десять раз дешевле, чем в России. Особенно выгодно "прогонять" через соседей новые авто. У нас стоимость иномарки, если за нее заплатить предусмотренную правительством пошлину, возрастает в среднем на 65 процентов. А "левая" растаможка сберегает нелегалам от 10 до 20 тысяч долларов с машины. Брянские таможенники подсчитали: только за оформленные в течение дня 22 автомобиля бюджет должен был получить 14 миллионов рублей. Однако решения смоленских судов оставили эти деньги в руках дельцов.
По словам одного из брянских "гонщиков", который уже давно пользуется услугами столичных автосалонов, этих тысяч долларов, которые экономятся на растаможке новых иномарок, хватает всем - начиная от судей и кончая людьми, которые лоббируют интересы бизнеса в думских и правительственных кругах. Не удивительно, что курский или брянский суд толкует закон противоположно тому, как его понимают в Смоленске или Сочи.
Как долго продлится кошмар для брянских таможенников? Погрузившись в оформление невидимой колонны "мерседесов", они сейчас опасаются только одного: чтобы их не обвинили в попустительстве нелегалам. Сам начальник местной таможни Андрей Сачков полагает, что решение Центрального управления вынужденное, и надеется, что его все-таки отменят.
Между тем с начала года через Брянск ввезли импортных товаров, в том числе авто, в 3 раза больше, чем вывезли. Хотя в целом внешнеторговый баланс России, как известно, положительный. Полюбились импортерам самые крупные ворота Центрального таможенного управления.