На экраны вышло псевдоисторическое фэнтези «Дуэлянт» режиссера Алексея Мизгирева
Что делать, если на дворе середина XIX века, вы застрелили обидчика своей матери прямо на улице, вас за это прогнали сквозь строй, лишили дворянского звания и отправили служить солдатом на Алеутские острова? Конечно же, мстить! Выжить, вернуться и вызвать виновника ваших несчастий на дуэль! Ан, нет, не тут-то было. Он – дворянин, а вы – уже нет. Значит, сколько ни вызывай, на дуэль он не пойдет – дуэльный кодекс не велит-с: дворянин может драться только с себе равным!
Ох уж этот дуэльный кодекс – его суровые заморочки прописаны на экране перед началом фильма: отказаться от дуэли нельзя, не можешь драться – перенеси дуэль, или пришли кого-то вместо себя. Кстати, прекрасная идея, которой многие герои фильма активно пользуются. И вообще, судя фильму, Петербург 1860 года просто помешан на дуэлях. Чего только люди не вытворяют: стреляются лоб в лоб, через ширму, и даже одним пистолетом на двоих – нечто вроде русской рулетки. И у всех на уме одни дуэли. Попробуй сказать в приличном обществе, что ты дуэли не любишь – сразу загремишь на Алеуты, как это случилось с главным героем фильма по фамилии Колычев (актер Петр Федоров).
Но вернемся в настоящее. Москва, сентябрь 2016 года. Все хвалят фильм «Дуэлянт» – и попробуйте сказать, что вы его не любите. Но, рискуя получить вызов на дуэль от режиссера Мизгирева, все же выскажу собственное мнение – фильм, несмотря на интригующий сюжет и усилия его создателей, оказался большой развесистой клюквой.
Режиссер А. Мизгирев уже завоевал, по крайней мере в кругу любителей кино, определенную репутацию своими авторскими фильмами «Кремень», «Конвой» и «Бубен, барабан» – серьезными историями, герои которых оказываются перед непростым выбором. Схожий сюжет прослеживается и в «Дуэлянте», но в слабом сценарии, шаблонных характерах и пустых диалогах не узнать режиссера, на счету которого три достойных фильма. Добротное зрительское кино не получилось.
Но пойдем по порядку.
Петербург «Дуэлянта» на редкость мрачен, грязен и дождлив, его благородный каменный облик изгажен деревянными сооружениями непонятного назначения (напоминают декорации из фильма «Трудно быть богом»). Дождь в фильме не моросит, но льет потоками. Персонажи –дуэлянты и прочая публика или, точнее, бессловесная массовка, изображающая придворных, – собираются исключительно в мрачных, скудно освещенных помещениях, с рядами бокалов на столах, напоминающих фуршет перед премьерой.
Герои фильма так часто приставляют пистолеты к виску и произносят слова «кровь», «честь» и «дворянин», что где-то с середины картина уже начинает напоминать дурную пародию. С пафосом, от которого зрителя коробит, то один то другой герой вещает с экрана: «…Сумасшедший, но дворянин. Я всегда вижу эту кровь», или: «Вы дворянин – не отступитесь. Только в вас есть такая сила». Откуда эта пошлая патетика, спросите вы? Да просто-напросто от элементарного незнания эпохи. А жаль – роскошный бюджет фильма вполне потянул бы приглашение талантливых сценаристов и консультантов-историков.
В фильме есть два антагониста – несправедливо осужденный экс-дворянин Колычев, вернувшийся от алеутов под чужой фамилией, и злодей граф Беклемишев в исполнении актера Машкова, похожего в фильме на стареющего Пушкина в возрасте лет эдак пятидесяти.
К слову сказать, Беклемишевы – известная дворянская фамилия, давшая России нескольких ученых, а Кремлю - название одной из башен (Беклемишевская). Чем математик Беклемишев (автор известного учебника «Курс аналитической геометрии и линейной алгебры») провинился перед режиссером – непонятно (может, двойка в детстве по алгебре?). Ну, ладно, хотя бы герой Петра Федорова носит фамилию святого митрополита Филиппа (Колычева), который погиб, обличая Ивана Грозного – помните, в фильме «Царь» его играл Олег Янковский…
В чем же виноват бедняга Колычев? Да просто в том, что за обеденным столом признался Беклемишеву: не любит дуэли. Казалось бы – и что такого? О, нет - в ответ он слышит в свой адрес от злодея: «Какая же шлюха родила такое!» – «Такая свинья, как вы, недостойна пули, вас надобно бить палками!» – не теряется Колычев.
Заметь, читатель, как жестко умеют опустить друг друга наши дворяне! Тут уже реально пахнет дуэлью. Но вместо дуэли Беклемишев посылает некоего Востроносова к матери героя. Востроносов по заданию шефа надругался над матерью (надо понимать, изнасиловал?), за что был Колычевым застрелен – ну а дальше вы знаете: Колычева ждут шпицрутены, Алеуты и прочее – и весь фильм он будет таскать на груди – не иконку, нет! – дагерротип матери, выбросившейся из окна.
Вот такой вот сюжетец, напоминающий нравы на зоне. Кстати, штучки в тюремном стиле то и дело проскакивают в фильме – например, «благородный» дворянин Колычев, чтобы узнать, кто заказчик дуэлей, рвет зубы агенту-немцу (Мартин Вуттке). Чтобы спровоцировать молодого князя Тучкова (Павел Табаков) во время игры в карты ему вдруг предъявляют огромный несуществующий долг – ну прям как наркотики в наши дни подбрасывают.
Да и разговоры дворянские не получается у актеров вести – фразы типа «дворянская честь восстановлена!» возвещаются с интонацией школьника на детском утреннике. Зато как естественно, как убедительно слетают с благородных уст реплики, вроде: «Смотри, сука, в пол! Отрежу нос – будешь, как свинья, через две дырки дышать!» или «Пес, ты хвостом утрешься – дворянин не примет вызова от собаки!». Как говорится, видна школа!
Женских образов в фильме всего два – и они, в общем-то, никакие. Толком непонятно, для чего участвуют в фильме княжна Марфа Тучкова (актриса Юлия Хлынина) и так и не названная по имени Великая Княгиня (немецкая актриса Франциска Петри). На редкость примитивны любовные диалоги: «Денег я никогда не искал – только любви». «Скажи мне правду. – Правду я тебе не скажу». «Я ненавижу вас. – Я знаю. – Нет, вы не знаете». После этих трогательных признаний между героями следует сцена секса, во время которой благородная княжна сидит с раздвинутыми ногами и голой грудью в карете без занавесок.
Что ж, подведем итоги.
Один кинокритик, разливаясь о фильме соловьем, выразился так: «…Мизгирев по собственной воле вышел из гетто камерного «артхауса», решив вдохнуть полной грудью воздух большого бюджета…».
Что ж, стрелять – так уж стрелять, как сказал бы дуэлянт. Если уж выходить из гетто вдыхать воздух большого бюджета, то первым дорогостоящим выстрелом желательно попасть в точку. К сожалению, первый выстрел создателей «Дуэлянта» оказался холостым. Впрочем, в артхаусное гетто режиссер вряд ли уже вернется – огонь, вода, медные трубы, а главное деньги большого кино, даже слабого по содержанию, гораздо заманчивее.