Выбор Елены

«Елена» — лента-призер «Особого взгляда» в Каннах, купленная для показа в 40 странах мира, — наконец выходит в российский прокат

Это лучший фильм о современной России, считает кинообозреватель «Труда».

«Елена» Андрея Звягинцева — крайне редкий для нашего кинематографа случай действительно актуального социального фильма — подлинной истории, где действие происходит здесь и сейчас. Современные отечественные продюсеры бегут от подобных историй, как черт от ладана, утверждая, что зрителям нужно исключительно угождать и как-нибудь по-изощреннее их развлекать. В результате экран наводнили пустые, бессодержательные картинки, не имеющие отношения ни к реальности, ни к искусству. Тем мощнее впечатление, которое производит фильм Анд-рея Звягинцева.

Режиссер выстроил напряженный сюжет, который не отпускает ни на секунду, по жанру это настоящий триллер. Но главное, что своих героев Андрей Звягинцев и его сценарист Олег Негин взяли из реальной жизни, оттого они не производят впечатления выдуманных экранных теней — они на самом деле есть, они живые.

Точно и внешне беспристрастно зафиксирован быт двух семей. Богатый, сильный, властный Владимир (Андрей Смирнов) живет в огромной квартире в элитном доме в тихом центре вдвоем с женой Еленой (Надежда Маркина), которой отведена подчиненная роль служанки-домработницы, ухаживающей за суровым мужем. Вторая семья — это дети Елены, точнее, ее сын и внуки. Одному внуку 17, его требуется срочно «отмазать» от армии, второй — младенец. Здесь все ютятся в обшарпанной двушке в унылой многоэтажке на узнаваемой окраине Москвы, рядом с огнедышащей ТЭЦ. Тут вечно смотрят телевизор, лузгают семечки, пьют пиво и надеются только на Елену: пусть она возьмет денег у своего солидного мужа.

Разговор Елены и Владимира ни к чему не приводит. Он глубоко презирает родичей своей жены, но при этом потакает своей взрослой дочери, которая вроде бы так же никчемно, как сын Елены, болтается по жизни. Елена не смеет возражать, но тихий бунт, вызревающий в ней, не сулит ничего хорошего.

При всей внешней приземленности, обстоятельности рассказа и точности деталей «Елена» постепенно набирает обороты настоящей трагедии, где героиня должна сделать мучительный выбор между чувством и долгом. При этом любой ее выбор ведет к несчастью.

Впервые Андрею Звягинцеву удалось соблюсти идеальное равновесие между своим тяготением к притчам, к историям, которые могут произойти везде и всюду, и абсолютно точной фиксацией того, что происходит именно в России. Это фильм-диагноз, фиксирующий насущные проблемы. Расслоение в обществе, бесконечная удаленность богатых от бедных, вечное стремление и готовность неимущих быть нахлебниками и ничего не делать, ставшее привычным равнодушие к ближнему и дальнему, оболванивающее народ телевидение, внутренняя опустошенность, стертость моральных критериев — все вместилось в простой, глубокий, отточенный до блеска фильм «Елена». Ясный, красивый и неумолимый, как скальпель, вскрывающий нарыв.