- Планируете как-то отмечать этот день?
- Я никогда не задумывался о том, что такие даты надо праздновать. Дни рождения - да, и мы их отмечаем с удовольствием. И вдруг мне говорят, что, оказывается, я уже целых 50 лет на сцене. А как справлять такую дату? Где? Решили, что 25 сентября на сцене Дома музыки я сыграю свой моноспектакль "Выход". Весь спектакль я сделал сам, один, никого не привлекал - ни режиссеров, ни постановщиков, ни оформителей сцены. И играю один. Так что если будут ругать, то только меня одного.
- Сына Максима пригласите на праздник?
- Все будет зависеть от его графика. Кроме того, Максим видел какие-то куски во время репетиций. У него есть то, что называется режиссерским чутьем, поэтому я несколько раз просил его помочь мне, понаблюдать и что-то посоветовать со стороны.
- И как уживаются две творческие личности? Вы руководите сыном? Даете советы?
- Мы же практически не работаем вместе, у нас единственный спектакль, в котором мы играем вместе, - "Шаман с Бродвея".
- А в кино? Вы засветились в фильме "День радио". Максим тоже...
- Дело в том, что Максим очень подружился с "Квартетом И" - они веселые ребята, одесситы. И, когда они ставили "День выборов", Максим позвонил мне и спросил: "Папа, можно мы вставим в сценарий твое имя, будто тебе по телефону звонят? Будешь отвечать, но видно тебя не будет". Потом, когда начались съемки "Дня радио", они снова пришли и попросили меня сняться. Я согласился, но предложил: давайте так, чтобы лица не было видно, в три четверти - только затылок. Правда, камера в последние секунды разворачивается и лицо мелькает. Но мы больше не работали вместе.
- Какой он сын, ваш Максим?
- Он очень мягкий и больше похож на Аллочку, его маму. Но это и понятно - они много времени проводили вместе. Максим так ухаживал за ней в последние годы и очень переживал, когда ее не стало. Я очень жалею, что не мог уделять ему столько внимания, сколько хотелось бы: постоянные съемки, разъезды, репетиции. А с другой стороны, Максим всегда был самостоятельным человеком - мы с Аллочкой никогда на него не давили, оставляя ему возможность принимать решения, делать выбор.
- Судя по всему, Алла Балтер была удивительной женщиной.
- Она была потрясающей мамой, женой, актрисой, подругой. И я никогда не устану говорить, как много она значила в моей жизни. Это был очень тяжелый период: за два года я потерял семью - Аллу, маму, папу. Но судьба так распорядилась, что в мою жизнь вошла Ирина, она-то меня и спасла после того, как Аллы не стало. Они даже во многом похожи - Аллочка и Ирочка. Не внешне, конечно, а какими-то чертами характера, добротой, чуткостью, отзывчивостью... Ох, кофе пролил. Ну ничего, зачем иначе химчистку свою держать, если не для того, чтобы в ней вещи чистить.
- Кстати, как получилось, что у вас есть химчистка?
- А вы когда-нибудь задумывались над тем, в какой бизнес вкладываются актеры или музыканты? Зубные клиники, аптеки, рестораны, магазины, продающие оборудование для дайвинга, - все направлено на человека. На то, чтобы людям жилось лучше. Видимо, сказывается профессия актера, тоже готового постоянно отдавать часть себя людям. Я соучредитель химчистки. Вернее, уже двух. Среди наших клиентов много артистов. С нами многие театры подписали договор, а мы им предоставляем существенную скидку. Это было единственным условием с моей стороны - чтобы театрам и артистам всегда делались скидки. Но все организовала Ирина. Благодаря ей сбылась еще одна моя мечта - жить в квартире с лестницей и камином. Сколько лет мы с Аллой прожили в маленькой комнате во "временном" общежитии - Максим там родился, и уже когда ему надо было идти в первый класс, мы пришли к директору театра напомнить о себе. А он так удивился, что у нас до сих пор нет квартиры, будто кто-то другой должен был дать ее нам. Получили жилье на окраине - там даже еще школы не было. Потом мы ее обменяли на квартиру на Краснопресненской набережной. Но только теперь появились камин и лестница. К нам как-то пришла Ирина подруга, посмотрела наверх и говорит: "Как вы через 20 лет взбираться по этой лестнице собираетесь?" А зачем нам думать о том, что будет через 20 лет? Дальше нам стали нашептывать: "Вот вы всем показываете свои хоромы и рассказываете, что у вас прачечная есть. Что это вы хвастаетесь?" Что значит хвастаемся? Да я, чтобы эту прачечную открыть, столько лет вкалывал так, что сегодня вспомнить страшно: съемки, спектакли, антрепризы, встречи со зрителями...
- Постоянные переезды в поездах, самолеты...
- А убитые "пазики", а декорации, которые мы на себе по непролазной грязи тащили, а залы! Сколько раз мы играли в тонких костюмах, символизирующих лето, в нетопленых залах, а на нас смотрели колхозники в тулупах! Так что я каждую копейку, вложенную в квартиру и в бизнес, заработал. А то, что сейчас живу хорошо, - так я и не скрываю, что не хочу умирать в нищете. И мне стыдно, что уходили великие артисты, народные артисты, а мы им копейки на похороны собирали, потому что у них ничего не было.
- Тогда давайте вернемся к тому, где вы чувствуете себя как дома. К театру. Не жалеете, что ушли оттуда?
- Я не очень люблю говорить об этом, не хочу обсуждать за спиной человека, из-за которого я ушел. В Театре имени Маяковского мне повезло работать с таким выдающимся режиссером, как Андрей Александрович Гончаров. Характер у него был непростой, но работать с ним было удивительно интересно. Театр был для нас всех домом. Но пришел другой человек - Сергей Николаевич Арцибашев, и обстановка изменилась. В театре я проработал 23 года и ни о чем не жалею.
ДОСЬЕ
Эммануил Виторган , актер
Родился 27 декабря 1939 года в Баку. Актерскому мастерству учился в Ленинградском театральном институте им. А.Н. Островского. С 1961 по 1963 год работал в Псковском драмтеатре им. Пушкина, после чего был приглашен в Ленинградский театр драмы и комедии на Литейном.
В 1971 году Виторган со второй женой актрисой Аллой Балтер переезжает в Москву. После череды самых известных московских площадок останавливается на Академическом театре им. Маяковского. В 2000 году умирает после тяжелой болезни Алла Балтер. В 2003-м женился в третий раз на Ирине Млодик.