ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСКИМ ГРОБАМ

Двоякое чувство вызвала телевизионная эпопея с перезахоронением праха императрицы Марии Федоровны. По хронометражу в выпусках новостей репортажи из Дании и Петербурга превосходили сюжеты из Грузии и даже ставшие уже непременным атрибутом всех информационных программ саги о деяниях вице-премьеров Иванова и Медведева.

ДУБЛЬ ДВА
Какие чувства должен был испытывать среднестатистический российский телезритель, когда на протяжении нескольких дней ему показывали передвижения гроба светло-серого цвета (светло-бежевого, желто-серого, светло-желтого - на разных каналах ведущие "окрашивали" его в разные тона) с прахом венценосной особы? Помнится, когда с помпой хоронили останки Николая II и его семьи, с экранов нам всем внушали что-то про всеобщее покаяние и начало новой жизни с чистой совестью. Народ не очень понимал, в чем он должен каяться. К тому же ложку дегтя во все происходящее благолепие добавляли так и не развеянные сомнения в итогах экспертизы по идентификации останков. А спустя месяц после пышных похорон грянул дефолт. Так что и новая жизнь с чистой совестью получилась какой-то неправильной.
Многие тогда, в 1998-м, назвали все это чисто политической акцией властей. Игрой на повышение президентского рейтинга, стремительно падающего вниз. Теперь случай не тот: во-первых, выполнялась воля самой Марии Федоровны, желавшей упокоиться в горячо любимой ею России. Во-вторых, с рейтингами у нас все в порядке, чему свидетельство - отсутствие на разных этапах церемонии первых лиц государства.
И все же был во всем этом некий перебор. Некая неловкость, которую вносили в происходящее сами телевизионщики.
КОГО ХОРОНЯТ?
Не будем останавливаться на таких досадных мелочах, как, например, именование некоторыми телеведущими Марии Федоровны "вдовствующей императрицей". Да, она была таковой при жизни. Но как может быть вдовствующим человек, который, прости Господи, уже давным-давно соединился со своим супругом на небесах?
Не будем осуждать авторов сюжетов из Петропавловского собора, которые сначала говорили о том, что "похороны - это все же очень частное, семейное дело, поэтому здесь присутствуют только представители семьи Романовых - и никого посторонних", а потом лезли к оказавшемуся поблизости правительственному чиновнику с вопросом: "А где же Путин?" Дескать, на похоронах Николая II Ельцин был, а на перезахоронении его матери президента почему-то нет. Или "вдовствующая императрица" - это не по чину? И чиновник, застигнутый врасплох, говорил, что Владимир Владимирович не смог - график не позволил. Неловко, не так ли?
Не будем вдаваться и в откровенные исторические ляпы вроде "Мария Федоровна теперь будет лежать рядом со своими горячо любимыми людьми: мужем, сыном, его женой, внуками". Мария Федоровна, мягко говоря, недолюбливала свою сноху. Она считала Алекс, обладавшую поистине магическим влиянием на мужа, одной из главных виновниц гибели империи, не могла простить ей Распутина и в последние годы в своих дневниках даже не называла ее по имени. "Эта", - писала она.
Но мы зададимся вопросом: если эти похороны - действительно частное дело Романовых и нескольких других венценосных семей Европы, то зачем опять понадобилась вся эта шумиха? Не идеей же, в самом деле, восстановления монархии, которой вот уже лет десять одержим Никита Михалков, руководствовались телевизионные начальники? Или они действительно полагают, что масштабный показ подобных церемоний может сплотить народ? Олигархов и пенсионеров, аборигенов и "понаехали тут"?..
И еще. Один некрупный канал незадолго до всей этой эпопеи позволил себе крамольную акцию. Корреспондент на улице задавал прохожим вопросы, в какие примерно годы жила императрица Мария Федоровна, кто был ее мужем и как звали ее сына. Ответить правильно хотя бы на один вопрос смогли, кажется, трое. Не знаем мы нашу историю. Потому и патриотические залпы, подобные этому, звучат впустую. А вот тут-то телевидению с его возможностями и развернуться бы: запустить исторические программы и фильмы. Того же Радзинского, например. Подготовить народ. Тогда, глядишь, и толк был бы.
СИНДРОМ КАРЛСОНА
О другом. На 3-м канале есть еженедельная программа "Цена вопроса". Как утверждают ее создатели, "Цена" ставит перед собой задачу рассказывать о людях, которые умеют зарабатывать и тратить деньги. То есть об определенном образе жизни, который у одних вызывает раздражение и зависть, а для других служит образцом для подражания. Время от времени смотря эту программу, я больше пяти минут не выдерживал. Грешен, но, например, вопрос вкладывания денег в лошадей элитных пород не самый для меня актуальный. Но в минувший четверг, нажав на третью кнопку, я обнаружил, что на сей раз разговор идет на животрепещущую для большинства россиян тему недвижимости, и решил досмотреть программу до конца. Любопытное зрелище.
Буквально несколько секунд спустя я понял, что речь вовсе не о ценах на квартиры в новостройках. А о преимуществах и недостатках жизни в... пентхаусах. Архиважный вопрос, как сказал бы вождь. Гости в студии (риэлторы, застройщики, социологи) глубокомысленно рассуждали о том, что вообще-то пентхаус - это замечательно. Ты ото всех изолирован, у тебя может быть свой сад-огород, бассейн и даже вертолетная площадка. Это уж не говоря о прекрасных видах из окон. С другой стороны, небоскребы имеют тенденцию постоянно раскачиваться. А это негативно сказывается на здоровье. И особенно противопоказано маленьким детям, беременным женщинам и людям с плохим вестибулярным аппаратом.
В студии царила атмосфера безумной скуки. Скучно было всем: гостям, ведущим, зрителям. Последние, судя по всему, явно не понимали, о чем идет речь. Не понял этого и я. Что такое пентхаус, мне объяснили. Для убедительности перечислили имена голливудских звезд, предпочитающих именно их. Но никто из присутствующих не мог внятно сказать, какое отношение имеет все это к нам. Сколько, например, пентхаусов уже есть в Москве. Ну сколько-то точно есть. Но мало. Да и небоскребов у нас раз-два и обчелся. А кто живет в этих пентхаусах? Продюсерам пригласить бы пару обитателей. Но таковых почему-то не нашлось. Чтобы как-то компенсировать их отсутствие, на программу позвали вездесущего Никаса Сафронова. Он со знаменитостями дружит и в пентхаусах этих самых поди частый гость. Но великий художник земли русской сказал только, что дешевле купить пять замков в Англии, чем один пентхаус в Москве. Открыл Америку.
Возникало нехорошее ощущение, что всем присутствующим потому так и скучно, что говорят они о чем-то страшно далеком от нас и от них самих. Не случайно разговор постоянно перескакивал на более понятные темы: цену квадратного метра жилья, надо ли строить в Москве небоскребы...
Ну не получаются на нашем ТВ программы про жизнь "правильных" богатых, которые не плачут, не "заказывают" конкурентов, а честно вкалывают и умело тратят заработанное.