Не выходя из дома, мы можем многое: почитать газету и тут же отправить свое мнение в редакцию, посетить крупную библиотеку, заказать обед на дом, совершить покупку в магазине, написать письмо на другой конец света, пообщаться в "аське" с другом, публиковать свои дневники, книги, вести бизнес, участвовать в любых торгах... Масштабы жизни интернета грандиозны. К примеру, знаменитая мировая интернет-барахолка - аукцион e-Bay (если уж коснулись купли-продажи) - насчитывает более 100 000 000 посетителей и пользователей в день. Любой человек при наличии кредитной карты может купить где-нибудь в Испании, допустим, 40 подержаных зубных щеток от монаршего дома по цене 1 доллар за штуку, - и продать ее такому же чудаку в России через газету "Из рук в руки" уже по 3 доллара. Попробуй о таком бизнесе задуматься 15 лет назад - миссия была бы невыполнима. Каждый из нас благодаря интернету становится гражданином мира даже на этом прагматическом уровне. Ну а совсем молодых людей, родившихся в эпоху интернета, это не удивляет. Интернет для них такая же естественная среда обитания, как и физический мир. Впрочем, этот смешной пример бизнеса on line лишь малая и случайная толика того, чего бы не было, не пользуйся мы интернетом. Каждый этот список может составить сам в меру своих потребностей.
Я же скажу отдельно еще об одной важной составляющей интернета: сетевых дневниках (блогах), общение в которых становится незаменимым элементом повседневной жизни россиян. По данным Яндекса на 1 сентября этого года, в России насчитывается 1 млн.150 000 дневников, которые ведутся (и читаются) ежедневно. Так интернет породил самую массовую ежедневную в мире народную газету, которая называется "блогосфера". И кстати, в Америке 34% опрошенных блогерров считают, что дневники являются формой СМИ.
Наше комфортное существование в сети невозможно без первейших помощников - роботов-поисковиков, которые в ответ на наш запрос разыскивают нужную информацию. Традиционно сложилось, что российские пользователи предпочитают два излюбленных поисковика - Яндекс и Рамблер. Не будем их сравнивать по качеству, а зададимся вопросом - как они развиваются нынче?
Главный редактор Яндекса Елена Колмановская на мой вопрос, отмечают ли работники Яндекса Всемирный день интернета, отмахнулась (дескать, на Яндексе и так каждый день праздник), зато рассказала, что на Яндексе нынче трудится около 400 человек. А на предложение назвать самую грандиозную ошибку этого года ответила так: "Самая большая ошибка - мы консервативно оценили рост количества сотрудников и запланировали недостаточно быстрый рост офисных площадей. Ну а самый мощный прорыв - проект president.yandex.ru, то есть сбор вопросов для интернет-конференции президента Путина. Проект был создан в рекордные сроки и доказал нашу способность к командной игре - несмотря на размеры компании".
В начале лета этого года, помнится, прочитал где-то статистику киберзависимости цивилизованного человека. Без интернета привыкший к нему человек очень быстро начинает испытывать беспокойство в офисе и дома. Американцы - через 3,5 минуты, японцы - через 3,7, немцы и французы - через 4,2 минуты, россияне - через 4,7, китайцы - через 6 минут. А мой давний инернет-собеседник Ser_Ser однажды в "аське" описал свою личную киберзависимость так: "Если инет пропадает, я пью пива в два раза больше - это раз! А во-вторых, могу припомнить множество случаев, когда я, обозленный отсутствием инета, перся куда-то тусоваться, - и это обязательно заканчивалось или ссорой с любимой девчонкой, или мордобоем. Короче, брат, отсутствие инета не делает россиянина добрее, - а только злее, факт!"
Ну что ж, сегодня точно можно выпить пива в два раза больше, - но не за отсутствие интернета, а за присутствие оного в нашей жизни.