ГУСИ ПЕРВОЙ ЛЕДИ

Шесть лет назад Шняки встрепенулись. Их жители узнали, что жена президента Владимира Путина - та самая малютка, с которой когда-то приезжал в родную деревню их земляк Александр Шкребнев. Спохватились и местные власти. Чиновники решили, что первая леди непременно захочет посетить Шняки и проведать своих теток - сестер Александра Шкребнева, одна из которых живет в Ковалеве, другая - в Юдинове. На международном шоссе вдруг появился указатель с названиями этих деревень, а от Ковалева до Шняк начали срочно прокладывать асфальтовую дорогу.

Деревня, где оставалось полтора десятка стариков, стонала от дорожной техники и рокота десятков грузовиков. Рубили и жгли кустарник, оцепивший хатки, поднимали колодцы, красили магазин, тянули новые провода. А на одном из пустырей поставили небольшой срубик в три венца и даже столб с фонарем. Водрузили дубовый кряж и вырезали на нем: "Здесь жил отец Людмилы Путиной". "Стела" простояла недолго, власти поняли, что перестарались, и убрали ее.
Сейчас уже в прах рассыпался асфальт, магазин закрыт, на единственной деревенской улице - ни души. Дорога обрывается у последнего заброшенного дома, за околицей - бурьян во всю русскую ширь. Пустырь, где когда-то стоял дом Шкребневых, тоже зарос, но срубик, часть "мемориала", еще сохранился. Деревня почти обезлюдела. 70-летний Анатолий Вальков говорит, что выкопает огород и тоже с женой отчалит к дочери в город:
- Было после войны 120 дворов. Вот там кругляк был, клуб. Плясали до утра, Сашок Шкребнев на балалайке играл. Когда он из армии пришел, я уже был хороший подросток. Сашок ничего малый был, видный, рукодельный, балалайки сам мастерил. Кто попросит, тому и делал. Сам играл. Очень малый был крепкий. И Уля, тетка Людмилы Путиной, тоже крепкая. Сильное племя. И по плотницкой части Сашок был мастером. Он после демобилизации в деревню было вернулся, но раньше-то из колхозов все тикали. Он побыл тут, видит, что делать нечего, разворачивается - и обратно в Калининград. Не соврать бы, он вроде 1928 года рождения. Женился там, потом приезжал сюда уже с малой, с Людой, гостевал. Девочку тут крестили, муж моей сестры крестил с Улей.
До деревни Балыкино, где крестили Людмилу Шкребневу-Путину, около пяти верст заброшенными полями. К пригорочку, где стоит прикрытая высокими деревьями церковь, прижалось озерцо. Местные жители хорошо знают, что крестил первую леди страны священник, недавно ушедший из жизни. Крестной матерью была Ульяна Аврамовна Пуздрова, сетра Александра Шкребнева.
Когда брянские власти еще надеялись на приезд жены президента, постарались и старенький домик Ульяны Аврамовны привести в порядок. Провели ей газ, телефон, подкрасили заборчик. Тетка запаслась бутылкой вина для встречи крестницы, но все никак не дождется. Поначалу односельчане немало досаждали расспросами о том, когда же приедет племянница. От такой беспокойной жизни Ульяна начала раздражаться и бежать от праздных людей. Сейчас ей восьмой десяток лет.
Учителя Ковалевской школы рассказали, что тетке президентши нынешней осенью помогали всем миром выкопать картошку на огороде, да и вообще стараются не обижать. Но ковалевская жизнь сама по себе нынче печальна. В школу, рассчитанную на 400 учеников, ходят 49 ребят. Местные учителя тоже помнят о временах, когда маленькая Люда Шкребнева приезжала с отцом в его родные Шняки. Каждый отпуск, по их словам, он старался проводить у матери. А преподаватель Василий Черковец рассказывал, что пас с Людой гусей на жнивье. Нынче ни жнивья, ни гусей. Зимой за околицей Шняк бегают волки, летом подступают осмелевшие хори, ласки и прочие зверьки, чего отродясь не было. Дичаем, грустно смеются учителя.
В Юдинове, километрах в пятнадцати от Шняк, живет еще одна тетя Людмилы Путиной - Мария Аврамовна Халецкая. Она учительствовала более полувека. Сейчас болеет, к тому же плохо слышит. У нее сохранились и снимки маленькой Люды. Взрослой увидела ее уже по телевизору. Тогда и возобновили переписку с Екатериной Шкребневой, матерью Людмилы. Мария Аврамовна очень жалела, что ее брат не дожил до нынешних дней, не смог порадоваться за дочь. Старая учительница хорошо помнит, сколько военного лиха хлебнули ее родители, простые колхозники. Аврам Прохорович лишь в последние го-ды стал работать председателем. Но нынче и его колхозное дело пошло прахом. Не спас бы Шняки и приезд Людмилы Путиной, хотя ее тетки все еще не теряют надежду на встречу с ней. Недавно брянский губернатор встречался с президентом и пригласил его в гости. Многие ждали, что Владимиру Путину напомнят о брянских корнях его супруги, однако губернатор счел это лишним. Сама Людмила Александровна, конечно, помнит о них.