Как заявил премьер, внешнее управление будет вводиться в исключительных случаях, когда "коммуналка" в субъектах не будет подготовлена к зиме или окажется в критической ситуации. Таким образом, Касьянов не стал дожидаться 2006 года, когда вступит в силу административная реформа, которая предусматривает механизм наказания нерадивых региональных начальников. Как и в каком объеме правительство собирается урезать полномочия губернаторов, решалось на последнем заседании кабинета министров.
По оценке Госстроя, количество предприятий-банкротов в ЖКХ накануне зимы составляет 60 процентов. Пока не названы конкретные регионы, глав которых собираются привлечь к ответу. Между тем наши источники в Белом доме в числе претендентов на "порку рублем" называют Ульяновскую область и Камчатку. В этой связи они вспоминают публичную перебранку, случившуюся в Ульяновске между Кошманом и Шамановым. После выяснения отношений глава Госстроя пообещал: "Мы с вами будем разговаривать в Москве".
После заседания в Белом доме вице-премьер Владимир Яковлев признал, что "реформа ЖКХ, которой пугали жителей, еще практически не начиналась". Об этом свидетельствуют данные Госстроя, подсчитавшего, что в разряд предприятий-банкротов попали 30 тысяч объектов ЖКХ, или 60 процентов от всего "списочного" состава. Вице-премьер объявил, что Минфин разрабатывает поправки к законодательству, которые узаконят введение внешнего управления в регионах. А пока Минфин и Госстрой совместно дорабатывают механизм погашения задолженности в сфере ЖКХ.
Зампред Госстроя Леонид Чернышов уточнил, что регионы могут наказывать рублем в рамках федерального закона о финансовом оздоровлении. Еще один путь - внесение изменений в бюджет следующего года, но в этом случае решение о выплате долгов по ЖКХ отдается в ведение правительства. Реструктуризация долгов в "коммуналке" может быть проведена по аналогии с таким же процессом в энергетике и сельском хозяйстве.
Эксперты считают, что внешнее управление грозит тем регионам, в которых ЖКХ более чем наполовину финансируется из федерального бюджета. Помимо внешнего управляющего, руководить ситуацией на местах собираются представители Госстроя, который хочет получить для этого особые полномочия. Таким образом, столичные наместники должны стать проводниками реформы ЖКХ на местах. Судя по всему, правительство, признав де-факто, что реформа затормозила уже на старте, вознамерилось ее продвигать административными методами.