Власть, думаю, просчиталась в самом начале реформирования электроэнергетики. Ведь если распродать имеющиеся электростанции по отдельности, вся система получит не только несколько десятков новых рачительных хозяев, но и средства на поддержку наиболее устаревших мощностей, требующих коренной модернизации. Причем эти средства планировалось получить еще до дележа электростанций РАО ЕЭС путем продажи акций самого РАО. Однако отечественные олигархи оказались хитрее: сначала они сбили на фондовом рынке цены на акции энергетической монополии, а затем по дешевке скупили солидные пакеты этих акций.
В итоге четыре компании - "Русский алюминий", "СУАЛ", "Группа МДМ" и "ЮКОС", по некоторым оценкам, стали владельцами почти половины российской энергосистемы. Сейчас в совете директоров РАО ЕЭС четыре представителя алюминщиков - по неофициальным данным, им принадлежит до 20 процентов акций РАО. Нефтяники аккумулировали более 10 процентов акций, примерно столько же принадлежит "Группе МДМ". Теперь согласно концепции реформирования РАО ЕЭС они должны получить право обмена этих акций российской системы на акции выделяемых из нее отдельных оптово-генерирующих компаний (ОГК).
В принципе в этом не было бы ничего страшного, если бы новые акционеры РАО получили по "кусочку" собственности во всех ныне образуемых ОГК. Но они не хотят "всего понемножку", а желают владеть лишь отдельными частями, зато полностью. И уже не раз заявляли, что намерены добиваться обмена своих акций РАО на конкретные генерирующие активы. Что, по мнению Минэкономразвития, приведет к созданию в России нескольких локальных энергетических монополий.
Новых акционеров можно понять: они хотели бы создать наиболее комфортные условия для своего бизнеса там, где располагаются принадлежащие им энергоемкие предприятия. И потому требуют отдать им конкретные электростанции, за которые они, в сущности, уже заплатили, купив акции РАО ЕЭС. Эти акции они рассматривают как своего рода ваучеры, гарантирующие приобретение нужных им активов энергохолдинга. Но власть справедливо опасается, что таким образом в частных руках окажутся лишь наиболее привлекательные и перспективные энергетические мощности, а периферия окажется невостребованной и повиснет на государственной шее.
Министр экономического развития высказал идею: выставить акции выделяемых из состава РАО ЕЭС оптово-генерирующих компаний на аукционы, разрешив выкупать их не только за акции РАО, но и за обычные рубли. Как полагает Герман Греф, так государство сможет уменьшить риск монополизации энергетического сектора нынешними акционерами РАО ЕЭС, поскольку продажа акций ОГК на денежных аукционах позволит сделать борьбу за генерирующие активы более конкурентной - среди большего состава потенциальных собственников. К тому же есть надежда, что в "денежных" аукционах примут участие и иностранные компании, что значительно улучшило бы ситуацию на российском энергетическом рынке.
В ответ некоторые новые акционеры, которых совершенно не устраивает перспектива второй раз платить за одно и то же, уже начали шантажировать правительство. В одной из газет от лица неназванного миноритарного акционера РАО было сказано буквально следующее: "Если власти захотят заблокировать реструктуризацию, мы можем продать все свои акции. Тогда рынок акций РАО обвалится"...
Конфликт, скоре всего, завершится компромиссом. "Возможны универсальные механизмы, над чем предстоит поработать", - говорит Герман Греф. Если решение не будет найдено в ближайшее время, реформу могут просто "заморозить" до 1 января 2005 года.