Почему коммунальное хозяйство России превратилось в головную боль для властей и потребителей?
Как написал журнал Forbes со ссылкой на проект рекомендаций по ключевым проблемам ЖКХ, поданных в Совет Госдумы, рассматривается идея возврата к долгосрочным, на пять лет, тарифам ЖКХ. Депутаты, озабоченные проблемами отрасли, намерены к марту 2025 года подготовить законопроект, закрепляющий тарифы на коммунальные ресурсы (воду, электричество, газ, отопление, вывоз мусора) на этот срок с учетом ежегодной индексации.
Ответственными ведомствами указаны Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минстрой, Минэнерго, Минэкономразвития и комитет Думы по защите конкурентной политики. В числе рекомендаций — установление экономически обоснованного размера платы за жилищные услуги (содержание дома, обслуживание лифтов, текущий ремонт и т. д.) также не менее чем на пять лет. Это, как считают разработчики, «поможет закрыть одну из последних лазеек, которыми пользуются недобросовестные УК, собирая необоснованные средства с граждан». Но сухой остаток таков: тарифы будут поднимать.
«Из-за отсутствия долгосрочного планирования инвесторы неохотно идут в сферу ЖКХ», — объясняет зампред думского комитета по строительству Светлана Разворотнева. Это важно, но суть не в этом. Главное, как можно судить, заключается в системном кризисе отрасли и в отсутствии идей, как из него выходить. Как было сказано в Послании президента Федеральному собранию, на модернизацию инфраструктуры ЖКХ требуется 4,5 трлн рублей на пять лет. А по словам Разворотневой, на тот же период в бюджете заложено лишь 900 млрд. В нынешнем году, например, около 200 млрд. Но дело не только в суммах — сколько денег ни давай, ЖКХ лучше не будет.
Самая тяжелая ситуация с теплоснабжением, без которого в России нормально жить невозможно. Несмотря на выделенные и, как водится, освоенные миллиарды, износ сетей теплоснабжения достигает 70%. В 2022-м в России было зафиксировано 3660 аварий на теплосетях, в том числе 670 — на магистральных теплотрассах с большим диаметром трубы и 497 аварий в котельных. Рекордсменом стала Нижегородская область — 538 аварий. Люди, лишенные тепла и элементарных удобств, грелись у костров во дворах, ходили за водой в соседние поселки.
В пятерке лидеров по числу инцидентов — Московская, Кировская, Свердловская и Иркутская области. Прошедшая зима оставила в памяти масштабные аварии в подмосковных Подольске, Климовске, Электростали. Хотя ситуация в Московской области не самая плачевная. В 2022 году из 11 200 км тепловых сетей, эксплуатируемых в Подмосковье, замены требовали 3200 км, более 80% из них относились к ветхим. На перекладку этих теплотрасс потребуются десятки миллиардов. И это для одного региона, а в России есть области, где в замене нуждаются более половины теплосетей. И если в Москве, Санкт-Петербурге и Тюменской области теплоснабжение получает кое-какие инвестиции, то в других регионах недофинансирование превышает 60-70%.
Как видится экспертам, одна из главных причин — ограничение роста тарифов на тепло на уровне инфляции. Считается, что этого мало. Нас подводят к простой мысли: чтобы не замерзнуть, надо платить больше. Проблемы в отрасли связывают и с тем, что за последние 20 лет так и не появился единый орган, ответственный за развитие ЖКХ. Формально за это отвечает Минстрой, но значительная часть полномочий относится к Минэнерго, региональным и муниципальным властям. Тарифы индексируются на уровень прогнозной инфляции, а готовность к отопительному сезону определяется по паспортам готовности. Когда же возникает авария, об этих паспортах не вспоминают. Усугубляет ситуацию извечное желание девелоперов «сесть» на уже имеющуюся инфраструктуру, ничего не прокладывать и не строить, чтобы «не утяжелять проект дополнительными издержками».
Сейчас, как было видно на примере подмосковных аварий, решением проблем стала передача частных сетей и теплопунктов на баланс госструктур и накачка их деньгами из бюджета. Эксперты же предлагают обратный процесс — по сути, отход от централизованной системы теплоснабжения с целью минимизировать потери на теплосетях. На поверку речь идет о том, чтобы переложить затраты и заботы о своем согревании на частника. Как это может выглядеть, проиллюстрируем примером из реальной жизни.
Самый удобный и экономичный способ отопления — с помощью газа, те, у кого такая возможность есть, считаются счастливчиками. Но черт, как известно, кроется в деталях. Вот, к примеру, как выполняется элементарная поверка счетчика «Мособлгазом». Сначала на его сайте через личный кабинет подается заявка. Общение исключительно виртуальное. После месячного ожидания приезжает «передвижная лаборатория». Откручивают две гайки, снимают счетчик и проверяют его на некоем приборе в автомобиле. Если счетчик исправен, его водружают обратно. Процедура занимает 15-20 минут и обходится в 6800 рублей. Если признают счетчик подлежащим замене, вас ждут новые расходы. Работы по замене простого механического счетчика стоимостью 6-8 тысяч обойдутся в 10-15 тысяч. За установку пломбы «Мособлгаз» берет еще 2,1 тысячи рублей. За время эксплуатации прежнего счетчика придется заплатить за газ по среднемесячному потреблению, а это для дома в 150 «квадратов» еще 4-5 тысяч. Итого 25-35 тысяч рублей.
А ведь частник платит за газ ежемесячно немалые деньги, и тариф должен учитывать все затраты. Но на поверку оказывается, что за любой чих надо доплатить, причем много. Подключение газа — это отдельная история. Там цены запредельные, в сотни тысяч. Понятно, что «Газпрому» и его дочерним структурам, привыкшим жить на широкую ногу, не хочется от этого отвыкать. Но нельзя же без конца шарить в карманах потребителей газа!
Несколько лет назад законодатель возложил ответственность за приборы учета потребляемой электроэнергии на поставщика. Поверка, замена электросчетчика — теперь проблемы электрической компании. И это логично. Когда вы заправляете авто на бензоколонке, вы не проверяете за свой счет, как работает счетчик бензина. Счетчики воды пока еще меняет и поверяет потребитель, но эта процедура стала рутинной и обходится в копейки. Так почему же при ломовых ценах на газ и за все, что с ним связано, мы имеем многочисленные аварии на газоснабжающем оборудовании с многочисленными жертвами? Может, и эту проблему надо бы рассмотреть законодателям?
Идем дальше. В июле на Кавказе, в Краснодарском крае, Ростовской области, Крыму и других регионах случился натуральный энергетический апокалипсис. Вводились веерные отключения электричества. После масштабного отключения юга России продолжаются аварии на электрораспределительных сетях и в системе генерации. Случилась авария на Приморской ГРЭС. Мы пришли к дефициту электроэнергии, а расширение производства и легализация майнинга криптовалют непременно обострят проблему.
Генерация и сетевое хозяйство явно не поспевают или вообще не синхронизированы с развитием экономики. Отставание сетевого хозяйства копилось десятилетиями. Сети изношены на 70%, а обновление и расширение не поспевают за ростом потребления. И все это при неизменном ежегодном повышении тарифов на электроэнергию на 10-15% как для населения, так и для предприятий. И все тот же вопрос: куда уходят деньги, которые мы платим за электроэнергию и за все, что с ней связано? А это и десятки и сотни тысяч за подключение, увеличение мощности и так далее.
В Московской области, например, за увеличение мощности на уже подведенной магистрали к частному дому в деревне «Мособлэнергосбыт» запросил 50 тысяч. И почему, платя сполна по повышающимся тарифам, жители в Краснодаре в июле должны неделями сидеть без электричества? Ведь, по идее, деньги от роста тарифов, транспортировки электроэнергии и подключения новых абонентов должны идти на замену подстанций, энергооборудования, проводов. Но этого не происходит или происходит крайне медленно. Почему?
Кстати, по работе электрических компаний в Московской области можно сделать вывод о том, что, как и газоснабжающие организации, они работают на пределе возможностей. Так, устранение аварии в уличном освещении одного из поселков ближнего Подмосковья заняло полтора месяца. Лишь письма в приемную губернатора и в министерство области по ЖКХ помогло озарить деревню тусклым светом фонарей. Кругом монополизм, безразличие к потребителю и бездонные дыры, куда уходят деньги.
В Европе и ряде других стран частники, вырабатывающие свою электроэнергию, могут на законных основаниях продавать ее, отправляя в общие сети. Если бы что-то подобное было у нас, наверняка люди начали бы устанавливать свои генерирующие мощности — солнечные и ветровые. Хотя бы для того, чтобы не зависеть от алчного монополиста. И это также вопрос к депутатам и к их планам реформирования ЖКХ.
Очевидно, давно пора переосмыслить всю политику в сфере ЖКХ. Признав, что все, что делалось прежде, привело отрасль к системному кризису. Но латание дыр, когда целые города погружаются во мрак и холод, не может продолжаться вечно. Отсутствие тепла и элементарных удобств — это то, что может привести к социальным и политическим потрясениям.
А в это время
Взглянем трезво. Система ЖКХ превратилась в черную дыру, куда проваливаются бюджетные средства и деньги населения, не принося эффекта. Коррупция превратила многие процедуры, в том числе подписание актов готовности к зиме, в формальность. Многие управляющие компании давно ничем не управляют, их главная цель — выкачивание денег из населения. Тем временем в правительстве зреет план «коммунальной революции», которая, как говорят, потребует 20 трлн рублей до 2030 года. Но, если ничего не поменять в отрасли, эти деньги просто исчезнут в черной дыре ЖКХ.