Театр имени Наталии Сац объявил планы в день 110-летия своей основательницы
27 августа исполнилось 110 лет со дня рождения Наталии Сац, основавшей первый в мире детский театр оперы и балета — ныне Московский государственный академический музыкальный театр имени Наталии Сац. По традиции в этот день в созданном ею театре всегда проходит сбор труппы. А в этом году еще и состоялась памятная церемония на Новодевичьем кладбище.
Среди любопытных туристов и траурных процессий ярко выделялся коллектив совсем не печальных, а воодушевленных и солнечно настроенных посетителей, организованно следующих на один из самых старых участков Новодевичьего кладбища. В окружении последнего пристанища великих — Антона Чехова, Владимира Немировича-Данченко, легендарных артистов Московского художественного театра Ивана Москвина, Софии Пилявской — расположено захоронение известного театрального композитора Ильи Саца и его дочери Наталии Сац. Совсем близко — захоронение актрисы МХТ Софии Малютиной, ставшей первой исполнительницей роли Тиль-Тиля в легендарном спектакле «Синяя птица».
Через 75 лет после премьеры «Синей птицы» в МХТ, в 1983-м, Наталия Сац поставит балет «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Михаила Раухвергера. И этот спектакль (ставший своеобразным символом театра и по сей день остающийся в репертуаре), как и скульптура над фасадом, станет той Синей птицей удачи, которую удалось поймать Наталии Сац.
«Красоте тревожной жизни, мятежному духу исканий» — эта цитата из некролога Константина Станиславского на смерть Ильи Саца выгравирована на памятнике, и эти слова сполна характеризуют судьбу Наталии Сац.
Ее называли «человек-легенда», «человек-эпоха», «матерь детских театров мира»... А еще совсем просто — «тетя Наташа», потому что именно Наталия Сац открыла множеству детей, подростков, да и их родителей красоту и величие музыкального театра. Сегодня в мире, пожалуй, нет ни одного детского театра, который так или иначе не был бы связан с принципами и идеями родоначальницы детского театрального движения — Наталии Сац. Она создала первый в мире детский драматический театр, когда сама была еще практически ребенком — в 16 лет. Ей обязаны своим рождением шесть детских театров, среди которых Центральный детский в Москве и Первый ТЮЗ Казахстана.
Старейший детский театр азиатской республики Наталия Ильинична открыла, будучи в ссылке: в 1937 году она наряду со множеством талантливых людей своего времени была репрессирована. Будучи всемирно известна как родоначальник детского театрального движения, первая в мире женщина — оперный режиссер, завоевав международное признание постановками опер Моцарта и Рихарда Штрауса в Берлине и Буэнос-Айресе с выдающимся дирижером Отто Клемперером, Наталия Сац оказывается в сталинских тюрьмах и лагерях. Но даже там она создает любительские театры, в которых уголовники и воры играют, как настоящие артисты.
После 18 лет ГУЛАГа ей удается не только вернуться в Москву, но и воплотить в жизнь дело всей своей жизни — создать первый в мире театр оперы и балета для детей. Открывшись в 1965 году, Детский музыкальный театр был сначала фактически разъездным, потом получил здание на улице 25 Октября (теперь Никольской, в нынешнем здании Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского). И лишь через 15 лет творческого пути Детский музыкальный театр Наталии Сац обрел свой нынешний дом.
Сегодня Театр имени Наталии Сац — это уникальный культурно-просветительский центр, позволяющий самой широкой детско-юношеской аудитории знакомиться с выдающимися произведениям классики и приобщиться к миру музыкального театра, симфонической музыки. Наталия Сац сама продумывала свой Дворец музыки до мельчайших деталей. И в созданном ею театре уникально все: новые оперы и балеты, созданные ведущими композиторами, драматургами и режиссерами, рассчитанные на самую широкую аудиторию классические постановки, познавательные симфонические концерты и разнообразные развивающие программы. Необычно само здание театра — памятник конструктивизма, с фасадами, украшенными оригинальными барельефами, с уникально оформленными интерьерами (включающими легендарную Палехскую комнату) и многим другим, в совокупности вводящим ребенка в прекрасный мир музыкального театра. Не случайно здесь необычны даже ручки входных дверей, выполненные в виде скрипичных ключей!
В детстве Наташа Сац посмотрела легендарный спектакль Московского художественного театра «Синяя птица», музыку к которому написал ее отец Илья Сац. Маленькая Наташа была очень расстроена, что герои сказки так и не поймали Синюю птицу, и заявила тогда: «А я поймаю свою Синюю птицу!» В 1979 году волшебная Синяя птица на золотой арфе украсила первый в мире детский музыкальный театр — ее изваяние словно парит над фасадом здания. О том, как создавалась и устанавливалась эта уникальная скульптура, о самой Наталии Сац и ее театре увлекательно и достоверно рассказывает новая книга «Наталия Сац в зеркале и отражениях», выпущенная театром к 110-летию Наталии Ильиничны. Автор-составитель — дочь Наталии Сац и руководитель литературно-педагогической части театра Роксана Сац. В этом сборнике статей зеркалом стали фрагменты книг и воспоминания самой Наталии Сац и ее коллег, а отражениями — главы, написанные теми, кто приходил в ее театр еще детьми.
Презентация книги состоялась на сборе труппы, который каждый год проходит в день рождения Наталии Ильиничны. Художественный руководитель театра, режиссер Георгий Исаакян поделился творческими планами: «Уже 14 и 15 сентября на Малой сцене состоится премьера оперы «Съедобные сказки» Михаила Броннера. Я с большим нетерпением жду рождения этого спектакля, он обещает стать очень интересной работой. На Большой сцене юбилейный сезон откроется 21 сентября оперой «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, в последние дни октября представим мюзикл «Белоснежка» на музыку Эдуарда Колмановского, а в конце ноября планируем премьеру очаровательного балета на музыку Антонио Вивальди «Принцесса на горошине». И это планы всего лишь на полгода!»
«Моя сверхидея — любить родину и служить ей, — сказала как-то Наталия Ильинична. — Я могу держать обиду за 18 лет лагерей на конкретного человека, но на страну — никогда!» Магнетизм ее удивительной личности позволил создать в ее театре такую же удивительную, вдохновенную и творчески раскрепощенную атмосферу, какой жила сама Наталия Ильинична. Всем, кто работает в театре сегодня, удается сохранять этот дух. Возможно, это лучшая дань памяти Наталии Сац в год ее 110-летия.