Гвоздем программы московского Международного авиационно-космического салона стали отечественные винтокрылые машины
В отсутствие громких зарубежных премьер МАКС-2013 в подмосковном Жуковском больше походит на выставку достижений отечественной авиационно-конструкторской мысли. Но разочарованиям нет места! Сравнительная скромность линейки статической экспозиции с лихвой компенсируется демонстрационными полетами. На что смотреть в первую очередь посетителям, которые только собираются на аэродром ЛИИ им. Громова? «Труд» предлагает собственный рейтинг горячих новинок МАКС-2013.
Шоу-компонента салона превзошла все ожидания. Уж если в бизнес-день оторваться от неба над летным полем в течение насыщенной трехчасовой программы нельзя было ни на минуту, остается только гадать, что организаторы приберегли на уик-энд массовых посещений (который, напоминаем, стартует сегодня). Причем главными фаворитами салона стали не самолеты, а вертолеты.
1. Ми-28 УБ
Впервые представленная на широкой публике учебно-боевая модификация ударного армейского вертолета «Ночной охотник». Оборудована двойным «инструкторским» комплексом управления, позволяющим совмещать возможности обучения с применением в бою.
2. Ми-38-2
Принципиально новый транспортно-пассажирский вертолет, сконструированный фирмой Миля для работы в температурном диапазоне от 50 градусов мороза до 60 градусов жары. Грузоподъемность — 6 тонн в кабине плюс 7 тонн на внешней подвеске. Начало серийного производства — 2015 год.
3. Ми-171А2
Новейшая средняя многоцелевая модернизация легендарной «восьмерки» — «милевской» серии 8/17. Грузоподъемность — 4 тонны в кабине плюс 5 тонн на внешней подвеске.
4. Ка-62
Первый российский вертолет, созданный в условиях активной международной кооперации с участием немецких, французских, австрийских компаний. Серийное производство этого среднего многоцелевого гражданского 15-местного вертолета холдинг «Вертолеты России» планирует запустить в Приморье в 2015 году. Пока построен опытный образец, который начинает испытываться в этом году. Это, впрочем, не помешало одной бразильской вертолетной компании уже сделать заказ на поставку семи таких машин.
Впрочем, поклонникам самолетов не стоит расстраиваться. Новинки МАКС-2013, правда, по гамбургскому счету на премьеры не тянут: либо это хорошо забытые старые знакомцы, либо опытно-конструкторские экземпляры, которые в том или ином виде уже демонстрировались на публике. Но очередное свидание с ними все равно очень любопытно.
1. СУ-35
Новейший истребитель поколения 4++ с многочисленными цифровыми «наворотами», который буквально завтра встанет «в ружье». Сейчас завершаются летные испытания этой самой современной на сегодня «СУшки», после чего серийные изделия из Комсомольска-на-Амуре начнут поступать в строевые части.
2. Т-50
А это — уже наследник поколения 4++, полноценная машина 5-го поколения. На предыдущем салоне МАКС изделие «Перспективный авиакомплекс фронтовой авиации» предприняло лишь символический пролет вдоль трибун. Теперь же истребитель Т-50 под управлением Героя России заслуженного летчика-испытателя Сергея Богдана «крутил» полноценные пели, бочки и кульбиты. Пока испытания проходят 4 опытных экземпляра. «Салонный» образец, к примеру, своим ходом прибыл в Подмосковье из Комсомольска-на-Амуре, сделав три посадки для дозаправки. Сейчас силовая установка Т-50 оснащена 117-м двигателем фирмы Люльки. Это — переходный, временный вариант: штатный движок следующего поколения спроектирован и начинает тестироваться в следующем году.
3. Ан-70
Тяжелый военно-транспортный самолет, создаваемый в российско-украинской кооперации для переброски личного состава и грузов на средние расстояния. Не требует длинной взлетно-посадочной полосы: для транспортировки 20 тонн на 3 тысячи километров достаточно лишь 700-метровой грунтовки (аналогов в мире пока нет). Может базироваться на горных аэродромах. Завершены предварительные совместные государственные российско-украинские испытания.
4. Ан-2
Незаменимость старичка-«кукурузника» в труднодоступных местах российского Севера заставила заняться его модернизацией параллельно сразу нескольких разработчиков. И теперь в разных вариациях они пришли к одному и тому же результату: двигатель на авиабензине (в СНГ это топливо больше не выпускается, а в дальнем зарубежье страшно дорого) уступил место современному практичному 1100-сильном мотору на авиакеросине. Кроме того, в моторном отсеке появились автомобильный обогреватель салона и дизель-гененатор для подзарядки аккумуляторов «на всякий пожарный».