Ия Саввина исполнила мечту многих: никогда даже не думая об актерской судьбе, она сыграла в десятках фильмов и спектаклей, которые принесли ей всемирную известность.
О ней часто говорили, что такими актрисами не становятся — рождаются. И действительно, ее актерская жизнь началась внезапно, на журфаке МГУ, где она играла в студенческом театре. Свое увлечение она никогда не принимала всерьез, даже когда на четвертом курсе начинающий режиссер Ролан Быков пригласил ее на главную роль в спектакле «Такая любовь» (1957) по пьесе чешского драматурга Павла Когоута.
Журналистом она так и не стала, хотя мечтала Саввина именно об этой профессии. Через два года после окончания МГУ она поступила в труппу Театра им. Моссовета, в пору, когда его художественным руководителем был Юрий Завадский, выдающийся режиссер и ученик Станиславского. Театр она покинула вместе с худруком в 1977 году: Завадский умер, а Саввина стала актрисой МХТ им. Чехова, туда ее позвал Олег Ефремов. На сцену любимого театра она выходила вплоть до последних дней, чтобы сыграть в трех спектаклях — «Рождественские грезы», «Новый американец» и
Но если театральные роли сделали Саввину известной в узком кругу, то кино принесло ей всеобщую любовь. Первую и сразу главную роль она сыграла в
Позже ей пришлось играть и других героинь Чехова — Нину Заречную из «Чайки» и Войницкую из «Дяди Вани», но уже на театральной сцене. А в картине «Сюжет для небольшого рассказа» (1969) она исполнила роль сестры писателя — Марии Павловны, которая всю свою жизнь и любовь отдала брату.
Наверное, лучшей актрисы для чеховских героинь найти и нельзя было. Ей удавалось передать их вечное терзание — тоску и страдание женщин, жаждущих, но не знающих любви. В таком же амплуа она появилась в фильме «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966) Андрея Кончаловского, где Саввина, выросшая в воронежской деревне, смогла без труда превратиться в первую красавицу на селе.
Потом была «Кроткая» (1960) Александра Борисова и Сонечка Мармеладова в спектакле «Петербургские сновидения» (1966), Долли в «Анне Карениной» (1967) Александра Зархи, «Грешница» (1962) Федора Филиппова, эпизодическая роль в картине Александра Митты «Звонят, откройте дверь» (1965)… Практически везде она играла жен, беззаветно любящих и страдающих от собственной любви.
Саввина бралась далеко не за все роли, хотя умение перевоплощаться было у нее в крови. Так, она отказалась играть в «Курочке Рябе» (1994) — продолжении «Аси Клячиной». Конечно, не потому, что не могла снова сыграть деревенскую красу: в сценарии она увидела издевку над героиней и над народом.
Зато с радостью согласилась на предложение Федора Хитрука озвучивать Пятачка. Потом, правда, навлекла на себя дружеский гнев Беллы Ахмадулиной, которая сказала, что актриса «подложила ей не свинью, а очаровательного поросенка». Ведь именно в голосе поэтессы Саввина сумела найти нужные интонации.
Ия Саввина часто любила повторять, что она не профессиональная актриса, но, когда выходила на сцену или появлялась на экране, это было уже неважно.
Ия Саввина, актриса
Родилась в 1936 году в Воронеже.
Училась на факультете журналистики МГУ.
Дебютировала на сцене студенческого театра МГУ.
Ее первая роль в кино — Анна Сергеевна в драме «Дама с собачкой» (1960). В 1960–1977 годах Саввина работала в труппе Театра им. Моссовета, а с