Инфляция шла, оливье дешевел

«Труд» возобновляет наблюдение за индексом цен на примере салата

С этого августа редакция решила возобновить рубрику «Индекс оливье» — собственный показатель потребительских цен. За основу берется рецепт салата и рассчитывается стоимость 1,2 килограмма конечного продукта.

Индекс был изобретен по аналогии с индексом бигмака, который используют для оценки покупательной способности валют (по стоимости знаменитого бутерброда в разных странах). Цены на продукты всегда замеряются в одном из сетевых супермаркетов Москвы.

Странно, но с мая 2010-го, когда вышел последний индекс, тарелка столь любимого россиянами салата, даже вне зависимости от Нового года, подешевела: если в последнем индексе «Труда» по рецепту нужно было по-тратить 153 рубля, то сейчас это удовольствие обойдется в 149 рублей 18 копеек.

Сезон помог

Конечно, сравнивать цены весенние и цены уже практически осенние, особенно на овощи, не приходится: если в мае свежие огурцы лежат на прилавках с ценником около 80 рублей, то сейчас их, молодые и свежие, можно купить в 3 раза дешевле. То же касается и картофеля с морковью, которые упали в цене по сравнению с прошлым маем в 3,5 и 1,5 раза соответственно.

А вот цена мяса, конкретно — говядины, входящей в состав нашего оливье, стоит на месте: полтора года назад килограмм стоил 404 рубля, сегодня же его можно купить за 408 рублей. Яйца, зеленый консервированный горошек и соленые огурцы, напротив, выросли в цене на 10, 35 и 30% соответственно.

Статистика против

Официальная статистика цен — индекс стоимости продовольственных продуктов от Росстата — в корне отличается от индекса «Труда». По данным главного аналитического центра страны, индекс цен июля 2011 года по отношению к индексу июля 2010-го вырос на 12,1 пункта. Это означает, что продовольственные товары должны были подорожать на 12%.

Вероятно, на руку индексу оливье играет московский фактор: по данным рабочей группы по АПК и продовольст-венным рынкам Общественной палаты РФ, продуктовый набор в столице самый дешевый. Этим летом сильнее всего упали в цене овощи: после запрета на ввоз продукции из стран ЕС российские аграрии сделали все, чтобы заполнить рынок. Выросла конкуренция — снизилась стоимость. К тому же может играть роль и столичный фактор насыщенности продуктовыми магазинами: из-за большого количества сетей и одиночных точек торговли ценники на популярные товары упорно соревнуются в минимальном значении.