ПУСТЬ РАБОТАЮТ ЛЕГАЛЬНО

"Хозяйка, не надо ли чего поделать? Возьмем недорого", - только и слышишь в выходные. Берут в самом деле скромно. Живут по 10 - 15 человек в вагончике или комнатке. И вообще неприхотливы. А все потому, что, трудясь в России без официально оформленного разрешения, боятся всего и всех - особенно милиции. Но, похоже, в недалеком будущем этому будет положен конец. Федеральная миграционная служба приступила к эксперименту по "амнистии нелегалов".

В рамках этого эксперимента несколько дней назад на стройку спортивного комплекса в подмосковном Люблино и в реконструирующийся столичный ЦУМ, где трудятся гастарбайтеры из бывших союзных республик, приехали специалисты центров занятости, медики и юристы. Отловили бедолаг, заполнили на них все бумаги, и... Через неделю выдали каждому на руки карты на право работы в России. Легализовавшись таким образом, люди, во-первых, получили "страховку" от произвола хозяев и чиновников, а во-вторых, начинают платить налоги в российскую казну.
- Они стали первыми ласточками, на которых мы начали обкатку программы совершенствования миграционного законодательства, - рассказал корреспонденту "Труда" руководитель отдела по связям с общественностью ФМС Константин ПОЛТОРАНИН. - По нашим данным, официально в России сейчас трудятся порядка 470 тысяч мигрантов. На самом деле гастарбайтеров намного больше: от пяти до семи миллионов человек. Подавляющее большинство приезжих работников находится вне правового поля.
- Эти люди не обращаются за разрешением на работу или им его не дают?
- По существующим правилам оформлять разрешение могут не сами работники, а руководители фирм, принявших их к себе. Человек должен только приехать в Россию и найти себе место работы. Остальное - головная боль хозяина. Он подает положенные документы, платит 4 тысячи 100 рублей за оформление рабочей карты и ждет ее выдачи. Но тут-то и начинаются неурядицы. Даже если хозяин готов платить такие деньги, то ждать оформления приходится по полгода, а то и больше. И все потому, что свое согласие должны дать пять инстанций, и каждая по закону может держать у себя документы по месяцу. Чтобы ускорить дело, некоторые обращаются в фирмы-посредники, которые за легализацию одного гастарбайтера берут порядка 500 долларов. Но, во-первых, это уже гораздо дороже, а, во-вторых, действуют посредники, как правило, в обход закона и зачастую выдают липовые документы. В результате получается, что реальный работник есть, а работать он права не имеет. Но трудится, потому что надо же так или иначе зарабатывать... Словом, и таких работников, и их хозяев мы тоже вынуждаем идти на нарушение закона.
- За это предусмотрена какая-то ответственность?
- За использование нанимателем нелегальной рабочей силы хозяин может схлопотать штраф от 50 до 300 тысяч рублей и даже до пяти лет лишения свободы, если нелегалов у него много.
- Но, судя по тому, в каких условиях они содержат гастарбайтеров, хозяева не очень-то боятся суровых санкций.
- Когда мы выявим и исправим недостатки в существующем законодательстве по легализации труда иностранцев, то таких дельцов станет намного меньше. Но для начала, если уж Россия нуждается в рабочих руках, она должна включить этих, в общем-то, ни в чем не повинных людей в свое правовое поле без лишних проволочек. Что мы и начали делать - пока в порядке эксперимента.
- Но все же люди едут разные. Бывает, с серьезными инфекциями, а то и с криминальным прошлым - не говоря уже о возможных связах с террористическими организациями и бандформированиями. Уместно ли в такой ситуации сокращение сроков проверки?
- Естественно, мы и "пальчики откатаем", и биометрические данные снимем, и медэкспертизу проведем, и прошлое "просмотрим". Ускорение процесса не может идти за счет такого рода проверки. А вот как все сделать качественно и быстро, должен показать наш эксперимент.
- Вы его начали со столицы потому, что здесь самая тяжелая ситуация?
- В Москве сейчас около трех миллионов нелегалов - почти половина из всех, что есть в России. Теперь мы каждый день выходим на столичные и подмосковные объекты, чтобы их легализовать. Но в Москве и Подмосковье в основном работают граждане бывшего СССР. На Дальнем Востоке, в Сибири - гастарбайтеры из Китая, в других регионах - из Вьетнама, Афганистана, иных стран. А разный состав нелегалов - это разные проблемы. Изучать их надо предметно. И, в итоге, быстрее менять ситуацию, делать ее разумной и цивилизованной.