Выдвинутые забастовщиками требования общенационального значения (свобода слова, право создавать независимые профсоюзы, право на забастовки) были категорически отвергнуты тогдашним первым секретарем ЦК ПОРП Эдвардом Гереком, но под напором массовых стачек на предприятиях и выступлений студентов власть вынуждена была пойти на уступки и подписала два соглашения с рабочими - 30 августа 1980 года в Щецине и 31-го - в Гданьске.
Дальше события развивались так, что через девять лет "Солидарность" добилась проведения демократических выборов, и поменялась не просто власть, а система. В заявлении комитета по празднованию 25-летия рабочих выступлений отмечается, что плодами мирной революции "Солидарности" стали свобода и демократия не только в Польше, но и в большинстве стран Центральной и Восточной Европы. А сейм принял накануне закон, которым 31 августа объявлено Днем солидарности.
В польском обществе это решение воспринято неоднозначно. Во время дебатов в сенате альтернативное мнение весьма точно выразила известный в Польше философ Мария Шышковская. Она говорила, что принятие этого закона выглядит нетактичным по отношению к тем, кто пострадал от трансформации, кто чувствует себя обманутым, потому что ждал иных перемен, которые не наступили, нетактичным по отношению к людям голодным, бездомным, к пенсионерам, инвалидам. Тяготы реформ легли, главным образом, на плечи рабочих, забастовки которых дали первотолчок переменам.
Если Пражская весна 1968 года была задушена, то польская "Солидарность" лишь заморожена. В Праге поднялись интеллигенты и студенты. В Польше против системы выступили рабочие. Возможно, говорят сейчас поляки, именно это удержало Москву от силовых решений, как это было в Чехословакии.
После 31 августа 1980 года в Польше наступило время эйфории. Обычным в 80-е годы было такое развлечение: из уст в уста передавался призыв, чтобы такого-то числа все, кто поддерживает "Солидарность", не пользовались общественным транспортом - и в этот день в атмосфере праздника и ликования вся Варшава шла на работу пешком. Уныние придет потом, когда правящая "Солидарность" начнет проводить неолиберальные реформы.
На обедне, посвященной событиям четвертьвековой давности в костеле св. Бригиды в Гданьске, ксендз Генрик Янковский, известный своими нетрадиционными для церковника взглядами, подчеркнул: "В процессе преобразований реформаторы потеряли человека. Цену за перемены заплатили самые бедные. Нам навязаны реформы, выдуманные в кабинетах враждебных католикам масонов, еврейских банкиров и социалистов-атеистов родом из пекла".
Но самым поразительным было то, что Лех Валенса признался, что раздумывает, стоит ли ему вообще появляться на юбилейном съезде "Солидарности" 31 августа, который пройдет в колыбели профсоюза - на Гданьской судоверфи. И заявил, что сразу после съезда он выйдет из "Солидарности", потому что она стала совсем другой и он со своими взглядами ей уже не подходит. Великий Электрик гасит свет, который зажег 25 лет назад. "Пусть идет, куда хочет", - безучастно отреагировали его молодые соратники.
В свое время я спрашивал у Яцека Куроня, уже, к сожалению, покойного, почему "Солидарность", победив на первых демократических выборах в 1989 году, затем, по сути, раскололась на множество партий и партеек. Известный польский ревизионист, диссидент, политзаключенный, создатель еще в 1970 году Комитета защиты рабочих, ставшего мозговым центром рабочего движения, ответил коротко и ясно: "Случилось то, что должно было случиться. "Солидарность" была создана для противостояния тоталитаризму. Именно на этом держалось ее единство. Треснула ПНР - и единство "Солидарности" разлетелось на куски. Процесс распада продолжается".
Накануне юбилея было проведено обстоятельное социологическое исследование. Ровно половина поляков считает, что без такого профсоюза падение социализма было бы невозможно, а каждый третий - что августовские и последовавшие за ними события только ускорили и без того неизбежный конец восточного блока. Но только каждый четвертый (24 процента) ответил, что он и его семья получили пользу от перемен, начатых "Солидарностью". Много равнодушных и безразличных: 45 процентов опрошенных считают, что их жизнь, несмотря на реформирование общества, не изменилась.
Не самую высокую оценку получили события, считающиеся заслугой "Солидарности". Вступление в НАТО позитивно оценили только 40 процентов опрошенных, в Евросоюз - 47 процентов. Лишь каждый четвертый отметил полезность экономических преобразований - свободу рынка и развитие предпринимательства. Поражением "Солидарности" считает большинство опрошенных высокую безработицу (85 процентов), бедность (52), расцвет коррупции (58). Короче говоря, поляки поставили "неуд" либеральным реформам.
Слово "солидарность" как символ новейшей истории Польши теряет свое значение. На ее место приходит эгоизм, агрессивный индивидуализм, желание быстрой и легкой прибыли. Неустанно повторяется догма, что альтернативы нео-либеральной экономической политике нет, а вся ее атмосфера внушает поляку, что жизнь зависит не от труда, а от решений Всемирного банка, Международного валютного фонда или цены нефти на бирже в Нью-Йорке. Какая тут может быть рабочая солидарность!