Аналогичные меры предпринимают власти Бельгии ("бельгийский" список также обнародован) и Швейцарии (перечень компаний появится 1 сентября). В США и Великобритании такие списки еще раньше составлены. Французы теперь намерены добиться, чтобы аналогичные меры были приняты всеми странами - членами ЕС на коллективной основе. С инициативой составления общеевропейского "черного списка" французы уже выступали полтора года назад, но идею тогда не поддержали.
Сегодня шансов на это больше. Только в нынешнем августе произошло несколько крупных авиакатастроф. 24 августа Boeing-737 перуанской авиакомпании TANS разбился в нескольких километрах от аэропорта в центральной части Перу. Погибли 39 человек, 52 ранены. 21 августа десятки пассажиров самолета А-330 австралийской авиакомпании Qantas Airways получили ранения после того, как лайнер при задымлении в салоне совершил экстренную посадку в аэропорту острова Хонсю. 14 августа в 40 км от Афин разбился Boeing-737 кипрской авиакомпании Helios, как предполагается, из-за разгерметизации кабины пилотов. Погибли все 115 пассажиров и шесть членов экипажа. 6 августа у берегов Сицилии упал в море самолет АТР-72 тунисской авиакомпании Tunisair. Двигатели в полете стали терять мощность, и пилоты были вынуждены сажать машину на воду. Самолет загорелся и раскололся. Погибли 13 человек, трое пропали без вести. Наконец, 2 августа в аэропорту Торонто (Канада) после посадки сошел с полосы пассажирский самолет А340 французской авиакомпании Air France, фюзеляж лайнера разломился и загорелся. 43 человека получили ранения.
Для французов последней каплей стала катастрофа самолета колумбийской авиакомпании West Caribbean Airways, разбившегося 16 августа в Венесуэле, когда погибли 160 человек, которые, за исключением членов экипажа, были гражданами Франции. Люди уже боятся летать самолетами. В минувшую среду 235 пассажиров чартерного самолета, выполнявшего рейс из Парижа на тунисский остров Джерба, отказались вернуться на борт авиалайнера, который вскоре после взлета вернули в аэропорт Орли для дополнительной проверки.
Судя по всему, дело идет к изменению существующего порядка выдачи лицензий авиакомпаниям на осуществление международных полетов. Сегодня эти лицензии выдаются национальными властями, а ИКАО (международный авиационный комитет) лишь устанавливает общие правила авиаперевозок, но не обладает правом реального контроля и отстранения нарушителей от полетов. И вот теперь такие запреты на полеты явочным порядком начали устанавливать ведущие авиационные державы.
Россия пока не фигурирует ни в одном "черном списке", но и сама никаких запретов еще не вводила. Но уж нам-то есть тут над чем задуматься, достаточно вспомнить недавнюю историю с неисправностями тормозных систем.
ЗВОНОК ИЗ РЕДАКЦИИ
Могут ли запреты на полеты иметь последствия для российских авиакомпаний? Вот что нам ответил заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета Рудольф ТЕЙМУРАЗОВ:
- В странах Западной Европы и США давно существуют программы проверки прибывающих к ним иностранных самолетов. К нашим самолетам случались претензии по уровню шума и некоторым другим экологическим нормативам, но по вопросам безопасности, эксплуатации - никогда. Кроме того, претензии предъявлялись к конкретным машинам, а не к авиакомпаниям в целом. Так что, думаю, нашим авиаперевозчикам в обозримом будущем не грозит перспектива попасть в "черные списки".