АЭРОПОРТ ВАС НЕ ПРИНИМАЕТ

Вчера главное управление гражданской авиации министерства транспорта Франции опубликовало "черный список" авиакомпаний, которым запрещено работать на территории страны. Их оказалось пять: Air Coryo (КНДР), Air Saint-Thomas (США), International Air Service (Либерия), Phuket Airlines (Таиланд) и Lineas AER de Mozambique (Мозамбик). Министр транспорта Франции также заявил, что к концу года все пассажиры, летящие чартерными рейсами или рейсами, организованными туристическими агентствами, получат право знать, какая именно компания выполняет тот или иной рейс.

Аналогичные меры предпринимают власти Бельгии ("бельгийский" список также обнародован) и Швейцарии (перечень компаний появится 1 сентября). В США и Великобритании такие списки еще раньше составлены. Французы теперь намерены добиться, чтобы аналогичные меры были приняты всеми странами - членами ЕС на коллективной основе. С инициативой составления общеевропейского "черного списка" французы уже выступали полтора года назад, но идею тогда не поддержали.
Сегодня шансов на это больше. Только в нынешнем августе произошло несколько крупных авиакатастроф. 24 августа Boeing-737 перуанской авиакомпании TANS разбился в нескольких километрах от аэропорта в центральной части Перу. Погибли 39 человек, 52 ранены. 21 августа десятки пассажиров самолета А-330 австралийской авиакомпании Qantas Airways получили ранения после того, как лайнер при задымлении в салоне совершил экстренную посадку в аэропорту острова Хонсю. 14 августа в 40 км от Афин разбился Boeing-737 кипрской авиакомпании Helios, как предполагается, из-за разгерметизации кабины пилотов. Погибли все 115 пассажиров и шесть членов экипажа. 6 августа у берегов Сицилии упал в море самолет АТР-72 тунисской авиакомпании Tunisair. Двигатели в полете стали терять мощность, и пилоты были вынуждены сажать машину на воду. Самолет загорелся и раскололся. Погибли 13 человек, трое пропали без вести. Наконец, 2 августа в аэропорту Торонто (Канада) после посадки сошел с полосы пассажирский самолет А340 французской авиакомпании Air France, фюзеляж лайнера разломился и загорелся. 43 человека получили ранения.
Для французов последней каплей стала катастрофа самолета колумбийской авиакомпании West Caribbean Airways, разбившегося 16 августа в Венесуэле, когда погибли 160 человек, которые, за исключением членов экипажа, были гражданами Франции. Люди уже боятся летать самолетами. В минувшую среду 235 пассажиров чартерного самолета, выполнявшего рейс из Парижа на тунисский остров Джерба, отказались вернуться на борт авиалайнера, который вскоре после взлета вернули в аэропорт Орли для дополнительной проверки.
Судя по всему, дело идет к изменению существующего порядка выдачи лицензий авиакомпаниям на осуществление международных полетов. Сегодня эти лицензии выдаются национальными властями, а ИКАО (международный авиационный комитет) лишь устанавливает общие правила авиаперевозок, но не обладает правом реального контроля и отстранения нарушителей от полетов. И вот теперь такие запреты на полеты явочным порядком начали устанавливать ведущие авиационные державы.
Россия пока не фигурирует ни в одном "черном списке", но и сама никаких запретов еще не вводила. Но уж нам-то есть тут над чем задуматься, достаточно вспомнить недавнюю историю с неисправностями тормозных систем.
ЗВОНОК ИЗ РЕДАКЦИИ
Могут ли запреты на полеты иметь последствия для российских авиакомпаний? Вот что нам ответил заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета Рудольф ТЕЙМУРАЗОВ:
- В странах Западной Европы и США давно существуют программы проверки прибывающих к ним иностранных самолетов. К нашим самолетам случались претензии по уровню шума и некоторым другим экологическим нормативам, но по вопросам безопасности, эксплуатации - никогда. Кроме того, претензии предъявлялись к конкретным машинам, а не к авиакомпаниям в целом. Так что, думаю, нашим авиаперевозчикам в обозримом будущем не грозит перспектива попасть в "черные списки".