НЕИЗВЕСТНЫЙ ГЕНИЙ
- Илья Менделевич, если коротко, то в чем смысл шекспировской проблемы?
- Этот вопрос возник в литературоведении лет 200 назад. И во избежание путаницы было оговорено, что автором великих пьес, сонетов и поэм, кем бы он в конце концов ни оказался, останется Шекспир, что переводится как Потрясающий Копьем. А каждого кандидата, претендующего на авторство, будут называть именем, полученным им при крещении. К примеру, выходца из Стратфорда записали в церковных книгах при крещении и погребении Шакспером. Пусть он будет кандидатом N 1.
О каждом авторе можно что-то узнать, проанализировав его произведения. Каким предстает в них Шекспир? Это человек, обладающий гигантским лексиконом в 25 тысяч слов. Для сравнения: его современник великий философ-энциклопедист Френсис Бэкон имел в своем арсенале лишь 8 тысяч слов. Обыватель того времени обходился пятью сотнями.
Шекспир активно владел французским, итальянским, испанским, древнегреческим и латынью. Английский профессор Буллоу издал восьмитомный труд, где на 4 тысячах страниц приводит тексты из книг на разных языках, которые знал и использовал Шекспир. Он обладал доскональными познаниями в морском и военных деле, юриспруденции, философии, музыке, медицине, орнитологии, ботанике, географии. Получить подобное образование в университетах и от домашних учителей было по карману лишь отпрыскам очень богатых семей. Шекспир проявил прекрасную осведомленность в вопросах придворной жизни того времени. Эти знания не могли быть обретены заочно. Он хорошо знал итальянские города Падую, Верону, Милан, Мантую, Венецию не понаслышке и не по книгам. Специалисты констатируют, что не было такой области человеческой деятельности того времени, которую бы не затронул Шекспир.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ АРИСТОКРАТОВ
- А разве стратфордский Шакспер не мог накопить столько знаний?
- Нам даже не известно, умел ли этот человек читать-писать. Биографы предполагают, что он, наверное, посещал городскую грамматическую школу, вроде нашей церковно-приходской. Но и об этом нет никаких свидетельств. Точно установлено, что родители Шакспера подписывались крестиками. А когда у него была уже своя семья, то и его жена, и дети грамоты не знали. Факты вопиющие для биографии гения. Но в те времена половина мужчин и 90 процентов женщин были неграмотными. Это считалось нормальным. Ни книг, ни рукописей после Шакспера не осталось, равно как и свидетельств, что они у него когда-либо были. Ни один биограф не спорит с тем фактом, что Шакспер никогда не покидал пределов Англии и в Италии не был никогда.
В Лондоне Шакспер занимался мелким ростовщичеством и входил пайщиком в театральную компанию. Жестко преследовал по суду своих должников: аптекаря, кузнеца. Откупил право "выбивать" у окрестных фермеров церковную десятину. Странное занятие для поэта и драматурга.
- Но, может, гений и злодейство - вещи совместные?
- Речь идет не о каких-то отклонениях. Чудовищная, невиданная в мировой культуре пропасть лежит между гением и провинциальным дельцом, в лучшем случае малограмотным, о котором нет никаких свидетельств, что он имел отношение к искусству.
Когда через семь лет после смерти Шакспера в 1623 году вышло первое полное собрание сочинений Шекспира (Великое фолио), там впервые появилось 20 новых пьес. Где эти рукописи столько времени хранились? И почему после издания они снова бесследно исчезли? Кроме того, в некоторых пьесах прослеживаются следы событий, имевших место после смерти Шакспера.
- Почему же сторонники стратфордчанина продолжают стоять за него, несмотря на такие противоречия?
- Одни - из расчета: поддерживай всегда то, что принято, и не проиграешь. Другие боятся спорить с устоявшимся. К тому же англичане преданы традициям. На стратфордский культ работает целая промышленность, с этим связаны огромные деньги. Автобусы с туристами только успевают подъезжать.
- Кто же был Шекспиром?
- Если бы это был один человек, его бы давно, думается, вычислили. Следы приводят к разным людям. Один словарный запас убеждает в том, что под этим именем трудилось не одно перо. Вероятно, что это сообщество выработало общую стилистику, но и каждый от себя привносил что-то свое. Думаю, что самая значительная часть сочинений Шекспира принадлежит перу Роджера Мэннерса, 5-го графа Рэтленда, слывшего странным и болезненным человеком. Приближенный ко двору, ученик Бэкона, выпускник Кембриджа Рэтленд продолжительное время жил в Италии, обучался в Падуанском университете, где в студенческих списках значатся, между прочем, датчане Розенкранц и Гильденстерн - герои "Гамлета". Установлено, что в 1603 году граф Рэтленд был послан с дипломатической миссией в Данию. А вскоре была издана вторая редакция "Гамлета", где появились подлинные картины жизни датского двора. Рэтленд умер в 1612 году, и сразу Шекспир "перестал писать". Есть и еще слишком много точных совпадений по времени - чего ни коснись, обязательно Рэтленд оказывается где-то рядом.
- Зачем же Рэтленду и его команде было скрываться за маской и отдавать лавры мировой славы малограмотному ростовщику?
- Это была тщательно подготовленная и успешно осуществленная литературная игра. В моей книге приводится пример подобной игры, длившейся 10 лет и впоследствии раскрытой. Схема сходная: в окружении Рэтленда сочинили несколько книг и приписали их перу пьяницы, полоумного подонка, которого выставили за великого человека. Читатель был в недоумении. А виновники от души потешались.
- Странные развлечения...
- Такими были нравы. А потом, смотрите, четыре столетия весь мир играет в игру о Шекспире. И сколько еще будет играть! Не так уж дурно... Они поставили цель - создать величайшего драматурга всех времен и народов, но чтобы он был англичанином. А имя автора пусть умрет - эта мысль, кстати, часто декларируется в шекспировских пьесах и сонетах. У авторов этой игры были неограниченные возможности, чтобы сохранить тайну. Но не все следы им удалось замести...
СКЕПТИКИ
- А многие сомневались в личности Шекспира?
- Когда в восемнадцатом веке стала развиваться научная история, многие приходили к выводу, что стратфордский Шакспер не был и не мог быть Шекспиром. Позднее Диккенс говорил, что здесь скрыта какая-то прекрасная тайна, и он каждый день трепещет, что вот-вот мы ее узнаем. Марк Твен назвал Шекспира самым знаменитым из несуществовавших людей. Это мнение разделяли Бисмарк, Дизраэли, Голсуорси, Фрейд, Луначарский, Ахматова. Юрий Любимов свой последний спектакль по Шекспиру заканчивает стихотворением Набокова "Шекспир": "Ты здесь, ты жив - но имя, / но облик свой, обманывая мир, / ты потопил в тебе любезной Лете. / И то сказать: труды твои привык / подписывать - за плату - ростовщик, / тот Виль Шекспир, что Тень играл в "Гамлете", / жил в кабаках и умер, не успев / переварить кабанью головизну... "
- Это уже определенная тенденция - вот и в авторстве "Тихого Дона" кто-то сомневается...
- Не думаю, что здесь просматривается тенденция. Просто сейчас появилась возможность свободно поднимать и исследовать проблемы, которые раньше по тем или иным соображениям замалчивались.
- А каковы перспективы решения шекспировского вопроса?
- Если бы это была простая проблема, человечество ее давно бы решило. Нужно продолжать поиски. Но только научным методом - искать дополнительные факты и доказательства. У англичан такие бездонные архивы, что там все время что-то находят (перепало и на мою долю). Много чего не изучено и даже толком не разобрано.
- Как вы оцениваете недавний оскароносный фильм "Влюбленный Шекспир", где сценаристом был Том Стоппард, считающийся знатоком шекспировского времени?
- Прекрасный фильм, но далекий от исторической правды. К примеру, там Хенслоу много общается с Шекспиром. Но сохранились дневники реального Хенслоу, оборотистого театрального дельца, где расписаны отношения со всеми его знакомыми, за исключением одного - ни Шакспера, ни Шекспира там нет. В фильме много любовной романтики и сцен вдохновенного творчества, но ничего нет о неграмотных детях, о ростовщичестве. У сценариста есть право на выдумку. Однако зритель должен знать, что это чистой воды фантазия.
- Вам не является призрак Шекспира, как тень отца Гамлета: "Прощай, прощай и помни обо мне!"?
- Не является. Я не думаю, что наш Творец вторгается в человеческую жизнь так непосредственно. Он вложил в нас разум, наделил волей и сознанием. Свободой. Дальше все зависит от нас.