СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩЕЕ СРЕДСТВО
1 сентября исполнится очередная годовщина начала Второй мировой войны, самой кровопролитной в истории человечества. Прусский военный теоретик Карл Клаузевиц полтора века назад пустил в оборот обтекаемую формулу: "Война есть продолжение политики иными средствами". Это сильнодействующее "средство", однако, сплошь и рядом являлось не продолжением, а началом. Примеров тому в истории - тьма. А сколько материальных средств пожрало это средство, никакая статистика установить не в состоянии.
СПЛОШНАЯ ПИРРОВА ПОБЕДА
Считается, что в каждой войне должны быть победитель и побежденный, хотя она, как шахматная партия, подчас заканчивается и вничью. Впрочем, бывает, что при внимательном рассмотрении победитель оказывается побежденным и наоборот, а плоды победы становятся не то что горькими, а прямо-таки несъедобными.
Пальма первенства здесь принадлежит эпирскому царю Пирру, который в 279 году до н. э. одержал такую победу над римлянами, какую, как говорится, и врагу не пожелаешь. "Еще одна такая победа, и мы погибли!" - воскликнул царь. Понятно, что пир победителей Пирр закатывать не стал. Кстати сказать, ровно через год римляне разбили его наголову.
Горестный опыт эпирского царя другим царям не пригодился, поскольку они сочли его за досадное исключение.
СБОРНАЯ ЕВРОПЫ ОТ ГОЛОВЫ ДО ПОПЫ
Воинствующий католик император Карл V из династии Габсбургов, любивший повоевать и провозгласивший целью своей политики создание "всемирной христианской монархии", говаривал: "Для составления хорошего войска желал бы я, чтобы итальянцы представляли голову, ишпанцы - руки, россы - грудь по причине их верности и силы, а прочие государства составляли бы живот и ноги". Кого он желал бы видеть в качестве спины и ее продолжения, император умолчал. Мечте его об идеальной армии не суждено было осуществиться. Кончил Карл V тем, что потерпел жестокое поражение, отрекся от престола и умер в монастыре.
Правда, замысел императора неплохо реализуется нынче в европейском клубном футболе.
"НЕПРАВИЛЬНАЯ" НАУКА
Известный в свое время полководец Мориц Саксонский, рассматривавший войну как науку, пришел к такому выводу: "Все науки имеют правила, лишь одна война не имеет правил".
Тем не менее в этом деле прослеживается странная закономерность: по мере приближения к современной цивилизации правила ведения военных действий отпадали одно за другим, почти вплоть до полного их исчезновения. Словом, чем цивилизованнее государства, тем ожесточеннее войны, которые они ведут. Международные конвенции о законах и обычаях войны в количестве целых 16 были приняты в Гааге как раз на рубеже XX века, вошедшего в историю самыми кровопролитными войнами без правил.
А ведь, казалось бы, по историческим меркам еще совсем недавно возможно было такое. На поле Полтавской битвы поставлен памятник "Шведам от россиян". На нем высечены слова: "Вечная память храбрым шведским воинам"...