"ДЕЛО ЛЬВОВСКИХ ВРАЧЕЙ N2"?

Потеряла сознание, очнулась - почки нет. Приблизительно в такой ситуации оказалась Людмила Майборода, жительница райцентра Свалява из украинского Закарпатья, после того как в марте прошлого года ей сделали операцию во Львовской областной клинической больнице. О том, что ей удалили почку, женщина узнала лишь дома, во время очередного медицинского обследования, поскольку ни хирург, ни врач-куратор даже не занесли этот печальный факт в листок выписки больной.

Сегодня медицинская история Людмилы Майбороды расследуется Львовской облпрокуратурой, заведено уголовное дело. Но не оно стало отправной точкой скандала, который разгорается в Украине. Неделю назад центр общественных связей МВД Украины Львовской области сообщил СМИ, что на Львовщине раскрыта группа врачей, которые для трансплантации почек своим пациентам незаконно брали необходимые донорские органы у потерпевших вследствие дорожно-транспортных происшествий. За проведение таких операций, говорилось в сообщении, врачи получали от родственников больных взятки в размере 10 тысяч долларов США. Кроме того, врачи-злоумышленники подозреваются в присвоении 16 тысяч гривен, перечисленных на счет созданного в больнице фонда искусственной почки.
Более подробно о сбыте на черном рынке человеческих органов высказался начальник УБОПА (Управления по борьбе с организованной преступностью) УМВД по Львовской области полковник Владимир Кучер. На пресс-конференции он уточнил: среди подозреваемых числятся завотделением трансплантации почек областной клинической больницы, его сын - директор частного предприятия "Галмедсервис", заместитель руководителя названного отделения, судмедэксперт и один из врачей больницы "Скорой помощи". Всего пять человек.
Фамилии подозреваемых в преступлении не были названы, однако приведенные факты ошеломляли своей сенсационностью. Оказывается, первый сигнал о незаконной трансплантации почек борцы с организованной преступностью получили еще несколько лет назад и все это время отслеживали действия участников преступного промысла. По утверждению полковника Кучера, их схема действий была проста и отлажена: в реанимации больницы "Скорой помощи" судмедэксперт оформлял заключения о смерти людей, получивших в авариях глубокие черепно-мозговые травмы, но чьи внутренние органы уцелели. Следствию известно более десяти таких эпизодов. А дальше, преследуя намеченную цель, к делу приступали хирурги, не спрашивая на то разрешения у родственников жертвы, как это положено по закону.
- Потом, проверяя истории болезней пациентов, которым делали пересадку почек, мы заметили, что такие операции часто проводились глубокой ночью, в 2-3 часа, и это очень насторожило, - сказал Владимир Кучер. - Есть даже документы, которые свидетельствуют: отдельные операции начинались через 30-40 минут после оформления в реанимации биологической смерти людей, попавших в аварию.
Полковник также сообщил, что оперативники уже провели обыски на квартирах и в служебных помещениях подозреваемых, допросили ряд свидетелей из соседних Тернопольской, Черновицкой, Закарпатской, Ивано-Франковской областей и создали мобильную следственную группу, готовую "раскручивать" добытый материал. Львовская областная прокуратура возбудила уголовное дело по двум статьям УК: 165-й, ч. 2 (злоупотребление властью или служебным положением, которое привело к тяжким последствиям) и 86-й "прим." (хищение государственного или коллективного имущества в особо крупных размерах). Ожидается решение суда на арест группы лиц.
- Официальных комментариев заявлениям милиции Минздрав Украины, - как сказал нам Анатолий Волошин, руководитель пресс-службы этого ведомства, - не давал и не будет давать. Ведь никому из львовских врачей официальных обвинений не предъявлено, никто не арестован, преступлений не выявлено. Вскрыты лишь некоторые злоупотребления с финансами.
Но шок, охвативший население Украины после информации о подпольном синдикате по незаконной пересадке почек, можно сравнить разве что с реакцией на известное "дело детей", возникшее несколько лет назад в том же Львове. Поэтому сегодня "дело о почках" уже даже окрестили как "дело врачей N 2". Тогда скандал касался медиков и представителей власти, которые, как утверждалось, склоняли отдельных матерей к отказу от родительских прав, оформляли полностью здоровых младенцев как неизлечимо больных и продавали их заграничным клиентам.
Девятимесячное судебное разбирательство, которое почти полностью прошло в закрытом от прессы режиме, все же не смогло вскрыть ни тайных пружин преступления, ни деяний его конкретных ее участников. История приобрела международный масштаб и показала, что даже во время моратория на усыновление украинских детей иностранцы вывезли из страны за рубеж 802 ребенка (в том числе 52 - львовских). Следы 300 новорожденных, а также их усыновителей правоохранители не смогли установить до сих пор.
"Дело львовских детей" начиналось, помнится, с демонстрации могучей корпоративной солидарности местных медиков и их лобби под лозунгом "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!". И нынче, когда "дело львовских врачей N 2" стало получать небывалый резонанс, первыми оправились от шока люди в белых халатах и сразу перешли в наступление. Один из руководителей областного управления здравоохранения категорически отверг возможность существования подпольного синдиката по незаконному изъятию донорских почек и их пересадке нуждающимся: "Такие операции провести в нелегальных условиях невозможно!"
Свое категорическое "нет" выдвигаемым обвинениям высказали и руководители Львовской областной клинической больницы, которая является главным фигурантом в так называемом "деле врачей N 2". На одной из пресс-конференций и.о. главврача Галина Мисюра полностью исключила возможность незаконной трансплантации человеческих органов в своем медучреждении, подчеркнув, что последняя пересадка почки здесь состоялась два года назад. Говоря о действиях милиции, она отметила:
- Они делают свое дело, а истину установят следствие и суд, если таковой состоится.
На второй пресс-конференции журналисты встретились наконец и с таинственным заведующим отделением трансплантации почек и хронического гемодиализа Петром Кондратом, имя которого было засекречено милицией. Однако главный подозреваемый абсолютно не был смущен обвинениями и решительно заявил:
- Наша совесть чиста. Это целенаправленная кампания, и вызвана она определенными политическими интересами. Кто-то хочет сделать себе имидж перед выборами. И когда все станет на свои места, возможно, я подам в суд на действия правоохранительных органов.
Утверждения львовских коллег поддержал и главный трансплантолог Минздрава Украины Евгений Баран. Украинцам за свои внутренние органы бояться нечего: их никто не украдет - вот основной тезис профессора. И аргументы: материально-техническая база наших медучреждений практически не готова к нелегальному забору и торговле человеческими "запчастями", а закон запрещает их анонимную "конфискацию".
Почему же тогда закон или хотя бы врачебная этика не остановили львовских хирургов, которые лихо, в полном секрете, отхватили, например, у Людмилы Майбороды жизненно важный орган и, даже не сказав об этом пациентке, выпроводили ее домой?