«Мы не признали наглой воли...»

Праздник Крещения Руси в творчестве Пушкина оказался связанным с его стихотворением «Клеветникам России»

В нем поэт предстает убежденным патриотом, разделяющим взгляды и поддерживающим усилия власти по усмирению Польши. Какие события сопровождали создание знаменитых стихов? Об этом рассказала «Труду» многолетний исследователь творчества поэта Элеонора ЛЕБЕДЕВА.

— То лето 1831 года, которое Пушкин провел в Царском Селе, выпало не очень-то радостным. При дворе носили траур по великому князю Константину, умершему от холеры. Придворных праздников за лето было немного, в основном детские. Зато 1 августа торжественно отмечался церковный праздник Первый Спас. История сего древнего праздника вкратце такова: по причине осенних заболеваний в Константинополе утвердился обычай выносить (износить) Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Неудивительно, что в холерные годы и православная Россия усиленно молилась в этот день.

В русской церкви это празднество еще в древности соединилось с воспоминаниями Крещения Руси святым равноапостольным великим князем Владимиром в 988 году. Праздник этот был забыт, как и многое другое, в 1917-м и восстановлен в 1988-м, к тысячелетию Крещения Руси. Но праздник возложили не на 1 августа, а на вторую неделю по св. Пятидесятнице, то есть соединили с днем почитания Всех Святых, в земле Российской просиявших...

А 185 лет назад жители Царского Села стали свидетелями и участниками большого торжества. В камер-фурьерском журнале зафиксированы подробности: «1 августа по окончании Божественной литургии в придворной церкви началось Крестное шествие на водосвятие по дороге до Большого пруда. Император Николай шествовал за духовенством и знатными особами обоего пола. Водосвятие совершилось на плоту у Грота... Лицом к колоннаде и пруду в три шеренги были выстроены кадеты разных учебных заведений и с ними Его высочество наследник Александр Николаевич. При погружении в пруд святого Животворящего Креста Господня произведена была 21 выстрелом пальба из пушек Артиллерийского кадетского училища...»

Высокая, торжественная нота праздника Крещения Руси 1 августа 1831 года подвигла Пушкина на создание стихотворения «Клеветникам России». Первая дата в его черновиках — 2 августа, назавтра после торжества, на котором поэт, конечно же, присутствовал. День окончания работы над стихотворением и дата публикации — 16 августа, Третий Спас, посвященный иконе Спаса Нерукотворного. Той, что изображалась на древнерусских воинских стягах.

Пушкина приводили, по его собственным словам, в состояние столбняка события лета 1831 года. И в особенности польское восстание и вмешательство французских парламентариев («клеветников России») в обсуждение вопроса, который Пушкин рассматривал как «спор славян между собою», как «семейственную распрю». Ответом поэта стали два стихотворения. Порази-тельно, как злободневно звучат сегодня написанные 185 лет назад строки...

«И ненавидите вы нас... / За что ж? ответствуйте: за то ли, / Что на развалинах пылающей Москвы / Мы не признали наглой воли / Того, под кем дрожали вы? / За то ль, что в бездну повалили / Мы тяготеющий над царствами кумир / И нашей кровью искупили / Европы вольность, честь и мир?..»

А второе стихотворение под названием «Бородинская годовщина» посвящено интересному историческому совпадению: 26 августа, в юбилей Бородинской битвы, была взята Варшава. А 5 сентября в Царском Селе в придворной церкви служили благодарственный молебен, и в тот же день поэт написал: «Куда отдвинем строй твердынь? / За Буг, до Ворсклы, до Лимана? / За кем останется Волынь? / За кем наследие Богдана?»

P.S. В 2010 году Госдума ввела в число государственных календарных дней праздник Крещения Руси и установила его дату — 28 июля (15 июля по церковному календарю), в день почитания святого равноапостольного князя Владимира.