Председателя Виктора Сергеева к нытикам никак не отнесешь. Уже хотя бы потому, что возглавляемое им кирилловское хозяйство "Коминтерн" не разорилось в самые тяжелые годы. Но выступление председателя на недавнем заседании крестьянского союза было полно отчаяния. Хозяйство наращивает надои молока, а платить зарплату людям нечем. Причина? За литр молока заготовители платят 2 рубля 78 копеек, а литр солярки стоит почти 10 рублей. Просто грабеж.
К слову, недавно российскую делегацию на переговорах о вступлении в ВТО ткнули, что называется, носом в "свою же грязь". Одна из главных претензий - низкий уровень фактической государственной поддержки аграрного сектора, не сравнимый даже со странами Восточной Европы. Впрочем, вряд ли критика со стороны способна что-либо изменить в экономической ситуации в нашей деревне. Дело не только в близорукости власти, допустившей, что страна ввозит из-за границы половину продовольствия, но и в печальной отечественной традиции.
Если вспомним историю царской империи и СССР, то увидим, что реформы всегда шли за счет мужика. Достаточно сослаться на экономический подъем 1912 года, затем на первую мировую войну, позже - на коллективизацию, индустриализацию, военные займы и прочее. За все первым расплачивалось село. А в последнее десятилетие ХХ века тенденция только усилилась. За счет диспаритета цен, за счет скупки продукции посредниками выкачаны огромные средства. И списание штрафов, на которое на днях пошло правительство, радикально ничего не изменит в положении деревни. Пока не изменится государственная аграрная политика.
Именно об этом шла речь в беседе с председателем агрокомитета Законодательного собрания Вологодской области Владимиром БУЛАНОВЫМ.
- Аграрники тащат на плечах тяжелое ярмо, - считает собеседник. - Чтобы выжить, в цену своей продукции они должны бы заложить затраты промышленников, энергетиков, строителей и, наконец, свои интересы. Но кто тогда купит такой дорогой хлеб, молоко, мясо? Денег у массового потребителя нет. И крестьяне вынуждены все издержки принять на себя. Поэтому даже при росте производства, как в "Коминтерне" Кирилловского района, сложно выплатить людям зарплату. А составляет она от 300 до 1500 рублей в месяц - в 3-4 раза ниже, чем заработная плата в среднем по Вологодской области.
- Что же вы предлагаете?
- В западных странах потери крестьянам компенсирует государство. В США на поддержку фермеров выделяют из бюджета в 60 раз больше, чем в России, а в Европе - примерно в 50 раз. Если ничего не изменится, то вступление в ВТО обернется массовым разорением наших сельхозпроизводителей.
- Обычно либералы ссылаются на свободный рынок - пусть крестьяне найдут деньги там, где им их дадут.
- "Свободного рынка" не существует в природе, он создан больным воображением. А что касается денег, то их надо не искать у доброго дяди, а дать возможность селу самому заработать на собственное развитие.
Приведу характерный пример. В прошлом году перерабатывающие предприятия в Соколе и Грязовце, которыми владеют москвичи, установили закупочные цены на молоко 2 рубля 50 копеек за литр вместо 5 рублей 20 копеек. В итоге этой нехитрой операции у села было изъято полмиллиарда рублей. Крестьяне закричали караул, в ситуацию вмешался губернатор, попросил передать дело в прокуратуру. Но ничего не получилось. Закон переработчики не нарушили, ибо записали новую цену в договор, а крестьянам объявили: не нравится - идите куда хотите со своим молоком. А идти некуда.
Но можно посмотреть на ситуацию иначе. Закон нарушили тогда, когда при приватизации разорвали АПК на звенья - кому услуги, кому производство, кому переработка. На Западе такого нет: там переработка под контролем сельхозпроизводителей и произвол исключен. На мой взгляд, необходимо восстанавливать структуру АПК в ее естественной взаимосвязи. Пока этого не произойдет, Россия будет продолжать завозить продуктов на 12 миллиардов долларов в год и тратить на это нефтедоллары.
- Владимир Викторович, некоторые продолжают называть деревню "черной дырой", в которой все пропадает без следа...
- Нормальным людям этот миф давно набил оскомину. На самом деле наша деревня работает эффективнее многих олигархических корпораций. Скажем, в прошлом году в бюджеты всех уровней с АПК Вологодской области было собрано 1 миллиард 300 миллионов рублей, и еще 800 миллионов рублей крестьяне внесли в копилку области для реализации различных программ. В то же время областной бюджет компенсировал крестьянам только 340 миллионов рублей. А если брать по России в целом, то там это соотношение еще более кричащее.
Между прочим, одно рабочее место в деревне дает 10 рабочих мест в смежных отраслях. У нас же, к сожалению, эти отрасли работают не на свою деревню, а на заграницу - туда везут удобрения, там закупают продовольствие. Это особенно дико для России, обладающей половиной мировых запасов плодороднейших черноземов.