Главный спор идет на самом "верхнем этаже": кто должен контролировать НПФ? Пока их куратором со стороны власти является Минтруд, и он уже приступил к чистке в рядах желающих приобщиться к пенсионным деньгам россиян: приказом министра Александра Починка приостановлено действие лицензий девяти НПФ. "Наказанные фонды - систематические нарушители нормативных и лицензионных требований, - прокомментировал решение глава инспекции НПФ Вячеслав Батаев. - Они не выполняли предписаний, не предоставляли отчетность и даже не отвечали на звонки".
Кроме этого, оказывается, еще почти у половины НПФ обнаружились серьезные нарушения в работе. "Мы намерены начинать новые и новые процессы приостановления лицензий, а затем и подавать в суд на их аннулирование",- сказал глава инспекции НПФ. А министр А.Починок выразился еще понятнее: "К началу следующего года рынок должен быть прозрачным и вычищенным, готовым к принятию обязательств по обязательному пенсионному страхованию. Мелким и недобросовестным фондам на нем не место".
Может статься, что через полгода в стране останутся "на плаву" лишь самые крупные НПФ. Что добавляет гарантий российским пенсионерам и соответствует мировой практике.
Тем не менее Минтруд уже пытаются "задвинуть". В связи с тем, что к новому году частные фонды получают доступ к инвестированию пенсионных денег, ими заинтересовалась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), которая сама теперь претендует на роль уполномоченного федерального органа по государственному регулированию НПФ.
Сами фонды, похоже, категорически против. И даже не потому, что "на переправе лошадей не меняют". Одно из главных предложений ФКЦБ - лишить НПФ права вкладывать пенсионные деньги в векселя (их обращение не контролируется Федеральной комиссией). Но тогда получается, что у негосударственных пенсионных фондов практически не остается реальных способов повышения доходности - то есть дополнительного заработка на пенсионных взносах. А без такого заработка теряется весь смысл начинающейся пенсионной реформы.
Она и сегодня не слишком много принесет будущим старикам и старушкам: как полагают эксперты, в первое время ее действия среднестатистический россиянин, выйдя на пенсию, сможет рассчитывать на накопительную прибавку к своим доходам не более чем в 200 рублей - это при самом благоприятном стечении обстоятельств. Во-первых, по прогнозам Минфина и Пенсионного фонда, около 90 процентов российских пенсионеров оставят деньги в государственном ведении, а это значит: "по умолчанию" их деньгами будет управлять Внешэкономбанк. А он имеет право инвестировать доверенные ему средства лишь в государственные обязательства и ипотечные ценные бумаги, обеспеченные государственной гарантией. Но гарантированных государством ипотечных бумаг пока выпускается крайне мало. Значит, ВЭБу волей-неволей придется вкладываться в госбумаги, которые сегодня дают доходность ниже 10 процентов годовых - при официальном прогнозе инфляции на этот год 12 процентов. По прогнозам, их доходность и в 2005 году не превысит 10 процентов.
В общем, от такой "реформы" простые граждане вряд ли что-нибудь выиграют. Правда, и не потеряют: их деньги будут вложены в теоретически самые надежные - государственные ценные бумаги (если не вспоминать дефолт-98). Но, как говорит руководитель сектора социальной защиты по Европе и Центральной Азии Всемирного банка Михаил Рутковский (он был соавтором пенсионной реформы в Польше, считающейся одной из самых удачных в странах с переходной экономикой), "деньги не должны лежать, они должны работать".
Зато государству от реализации такой схемы будет прямая выгода. Наш Минфин уже давно строит планы перевести значительную часть внешнего государственного долга во внутренний, распределив эту ношу в соотношении 50 х 50. Для этого будут выпускаться ГКО и потребуются солидные российские покупатели, согласные вложить свои рубли под минимальный процент. Этими инвесторами, сами того не подозревая, и станут российские пенсионеры.
Правда, на днях вышел указ президента о создании "Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений", в состав которого войдут равное количество представителей общероссийских объединений профсоюзов, а также работодателей. Основными функциями органа должны стать контроль за деятельностью пенсионных фондов, разработка рекомендаций и проектов нормативных актов, направленных на защиту прав и законных интересов пенсионеров, и так далее. То есть поиск и устранение всех и всяческих "огрехов". То, что законодатели недодумали, что чиновники недоглядели, что коммерсанты недоучли, - будет исправлять общественность. Обещано даже, что заседания Совета будут "открытыми для представителей средств массовой информации и других заинтересованных лиц".
Так что, как говорится, поживем - увидим. Если, конечно, доживем...