Фестиваль искусств прошел в Воронеже уже в восьмой раз
Платоновский фестиваль в Воронеже прошел в восьмой раз, И, как обычно, привлек внимание театрального сообщества, и не только его: художественный руководитель фестиваля, создатель известного на всю страну Воронежского Камерного театра Михаил Бычков и его команда демонстрируют неиссякаемую щедрость на идеи. Но, похоже, такая творческая активность здесь не всякому чиновнику близка.
Платоновский фестиваль создал городу устойчивую театральную и социальную репутацию, способствовал тому, что Воронеж ассоциируется с чем-то творческим и умным. О городе знают в стране и за пределами России даже те, кто раньше и не знал. Казалось бы, местные власти должны быть довольны таким обстоятельством. Но...
Областные бюрократы и раньше не раз пытались вмешаться в художественную политику фестиваля. Вот слова Михаила Бычкова: «Сейчас департамент культуры — это такая инстанция с двумя ликами: с одной стороны — подобострастного чиновничества, с другой — надменного начальствования над всеми нижестоящими».
А тут на церемонии закрытия слово взяла врио руководителя департамента Эмилия Сухачева. Но не только и не столько для того, чтобы поздравить публику со значимым событием. «Восьмой Платоновский фестиваль искусств, — сказала она, — становится частью истории. Нам необходимо проанализировать и понять его итоги. Одной из миссий фестиваля является показ лучших образцов российского и международного искусства. К сожалению, не все мероприятия фестиваля вызвали однозначный отклик профессионального сообщества: Нам нужно определить векторы дальнейшего развития форума».
Странно слышать от чиновницы, временно исполняющей свои обязанности, слова о «неоднозначной оценке профессионального сообщества». Таких оценок ни от представителей СМИ, ни от присутствовавших на фестивале театральных профессионалов, ни от зрителей я не слышала. И не читала. Если они, эти оценки, все же есть, любопытно было бы на них взглянуть. Но руководитель департамента не привела ни единой.
Напротив, доброжелательных и высоких оценок как со стороны публики, так и со стороны критиков звучало предостаточно. Ими наполнены репортажи СМИ и рецензии, их легко найти в интернете. Да и аплодисменты публики, которая, по многочисленным свидетельствам, не раз приветствовала артистов стоя, — тоже доказательство, причем немаловажное. А если даже какой-то из проектов фестиваля не удался, это нормально. Ни один фестиваль или театр не обязан быть успешным всегда и во всем. Таков принцип существования искусства вообще.
И самое главное. Непривычность (для некоторых зрителей, включая, видимо, врио начальника департамента культуры) некоторых видов лицедейства не означает низкого их качества. Скорее это означает, во-первых, малое знакомство с современным мировым театром, который сегодня принимает самые разнообразные формы. Во-вторых, имя Андрея Платонова как раз и обязывает к экспериментам, к творческой смелости, к поиску. Потому что именно этим занимался писатель-новатор, раздвинувший представления о том, что такое русский язык, каким может быть литературный стиль и как фантастически нестандартно, ломая стереотипы, можно переживать за несовершенство людей.
А та часть программы фестиваля, которую мне довелось увидеть и услышать — выступления скрипача Ильи Грингольца и пианиста Давида Фрая, гастроли французского Балета Прельжокажа и авторский вечер нашего знаменитого композитора Леонида Десятникова, а также британский балет Уэйна МакГрегора, который я видела ранее в Петербурге, — это высокий международный уровень. Он сделал бы честь любому европейскому и российскому фестивальному проекту.
Так что таким фестивалем, как Платоновский-2018, смело можно и нужно гордиться — безо всяких оговорок.