В редакции журнала «Наше наследие» до 4 июля развернулась ежегодная фотовыставка – отчет об экспедициях Отдела свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания. Звучит обыденно, но за этой фразой – новая порция и радостных открытий, и трагических потерь, которые пришлось зафиксировать ученым-энтузиастам, делающим свое дело общенационального значения практически без поддержки государства.
Свод памятников – многолетняя программа Института искусствознания. Это серия прекрасно изданных книг, представляющая самый полный и подробный каталог архитектурного и монументального наследия России. За два десятилетия вышло более двух десятков томов Свода и каталогов памятников по Тверской, Брянской, Ивановской, Рязанской, Ярославской, Смоленской Владимирской, Костромской и другим областям. Огромно не только их научное, но и практическое значение – например, при определении предмета охраны, то есть тех компонентов памятника, которые обязан сохранять его владелец. Уж не говорю о познавательной и воспитательной роли подобного издания.
Но книги делаются не быстро – например, недавний рязанский том, полностью подготовленный учеными, ждал своего часа – а точнее, денег на издание – четыре года. Тем важнее выставки, вроде той, что открылась в «Нашем наследии». Она посвящена преимущественно Калужской области и собрана в качестве куратора ведущим научным сотрудником ГИИ Екатериной Шорбан, много лет посвятившей изучению этого региона, и участниками экспедиций Николаем Асимовым, Ольгой Замжицкой, Сергеем Рожковым, Анной Павловой, Алексеем Яковлевым .
Можно просто видеть в этих храмах и дворцах прекрасное наследие прошлого – и это уже очень важный смысл выставки. Но практически за каждым памятником – драматическая и во многих случаях не нашедшая достойного разрешения история. Вот, например, колокольня из усадьбы Еропкиных Грабцево под Калугой. На фотографии 2003 года видна стройная башня из красного кирпича, изрядно потрепанная, но в общем сохранившая силуэт и резные белокаменные детали. На нынешних фотографиях колокольня выглядит вроде бы восстановленной – но место белокаменной резьбы XVIII века заняли современные вставки примитивной формы, а подлинный декор исследователи нашли рядом на свалке в состоянии каменного лома. Вот так неграмотной «реставрацией», которую провела некая фирма, памятник по сути загублен.
Что особенно обидно, во многих подобных случаях «реставрацию» инициируют церковные организации – те, кто, по всем соображениям, должен бы больше всех заботиться о памятнике. На деле все часто упирается в волю конкретного настоятеля: хочет он соблюдать закон о культурном наследии, как, например, известный протоиерей Георгий (Эдельштейн), инициировавший в Воскресенском храме села Карабаново Костромской области научную реставрацию – памятник живет полноценной жизнью, а если нет (такое, к сожалению, бывает чаще) – культурно-историческая ценность приносится в жертву задачам сиюминутной эксплуатации объекта.
То, как много зависит от конкретного человека, иллюстрирует и другой пример – усадьбы Мишенское под Белевом, что по соседству с Калужской, в Тульской области. Судьбой этого интереснейшего места с богатой историей (тут родился поэт Василий Жуковский, по соседству жили славянофил Иван Киреевский и его брат, писатель Петр, историк Василий Левшин) заинтересовалась москвичка Ольга Михайлова. Не искусствовед: финансист, но неравнодушный к истории отечественной культуры человек. Организовала фонд возрождения усадьбы Жуковского, выпустила о ней альбом. А в нынешнем июле при поддержке фонда на памятник выедет группа ученых отдела Свода памятников.
И вот контраст: государство, раньше ежегодно финансировавшее экспедиции и издание Свода памятников (на это выделялись в разные годы от 2 до 5 млн рублей), уже три года как устранилось от этой поддержки. По крайней мере, руководителя этого направления в Государственном институте искусствознания Георгия Смирнова в Министерстве культуры на днях заверили: финансирования не будет и в 2014 году. Стало быть, надежда только на энтузиастов и частную инициативу?