Игорь Скляр: «Взрослый мужчина — это тот, кто может терпеть»

Игор Скляр ответил на вопросы «Труда-7»

— Часто говорят, что Игорь Скляр — человек из хорошей семьи. Что в вашем представлении хорошая семья?

— Я из семьи инженеров. Хорошая семья может быть и рабочая, и крестьянская, и профессорская. Главное-то, что происходит внутри. Если ребенок видит, что родители учат его правильным вещам, а сами поступают наоборот, это семья, увы, плохая. Моя мама была со своими взглядами на жизнь, крайне земными и реалистичными, а отец принадлежал к разряду бескомпромиссных людей, самозабвенно преданных своей работе.

Мама могла попросить отца: «Давай возьмем служебную машину, поедем на дачу. Зачем ехать в набитом автобусе?» Папа возмущался и никогда этого не делал. Поэтому иногда возникали конфликты. Я чаще был на стороне отца, хотя их обоих любил и люблю одинаково сильно. Но мое человеческое становление происходило под влиянием отца. Папа мог выйти на улицу как попало, застегнуться не на те пуговицы, но не потому, что был неряшливым — просто он был сосредоточен на своих мыслях.

— Но вы унаследовали и практичную жилку своей мамы. У вас замечательный загородный дом в Павловске, хорошая квартира в Питере, машина «Ягуар». И одеваетесь вы со вкусом, дорого и продуманно.

— Конечно, я же сын своих родителей. Когда в детстве я приезжал к своему дедушке на Украину, то попадал в совершенно другой мир, где мне было очень комфортно. У деда был свой, относительно большой дом, сад, пасека, собака в конуре, роскошные вишни, груши.

При этом я видел и понимал, как много дедушка работает. Где-то в глубине моего юного сознания двор, мощенный кирпичом, запах свежего меда, запихивание пчел в проволочные коробочки, мастерские во дворе породили ощущение настоящего дома.

Человек, на мой взгляд, должен уметь организовать свою жизнь. Кроме своей профессии, которую люблю и которой очень дорожу, трезво осознаю, что пока существуют деньги и их надо зарабатывать. Если завел семью, ее надо обеспечивать.

— По сути кто вы: мачо, муж или улыбчивый мальчик из фильма «Мы из джаза»?

— Разве я произвожу впечатление мачо?! В разные времена и в разных обстоятельствах я был и тем, и другим, и третьим. Наверное, я всякий, а может быть, никакой.

— Иногда вы ведете себя как отшельник, а иногда веселы, игривы, сексуальны.

— Если кто-то запомнил меня по фильму «Мы из джаза» или по песне «На недельку до второго», то я не всегда рубаха-парень. А кто видел фильмы «Год собаки», «В круге первом», видел меня на театральной сцене, а может, застал меня в моих думах и сомнениях, тот наверняка скажет, что я не совсем уж солнечный человек, а даже сумрачный.

В разных киногруппах и театральных коллективах обо мне кто-то говорил, что я артист покладистый и неприхотливый, а кто-то — что капризный, вредный и даже невыносимый. Хотя если люди умеют работать, то у меня с ними, как правило, складываются прекрасные отношения. Я могу даже потерпеть неудобства, но если они идут на пользу дела. Например, в фильме «М.У.Р» у меня такой узенький, тесный генеральский френч, что я не могу распрямиться и свободно поднять руку.

Зато этот френч именно того времени, и что делать, если он усох, провисев 50 лет на складах «Мосфильма».

— Вы вместе учились, дружили и были рядом с Андреем Краско. Но ваши личные судьбы сложились очень по-разному. У Андрея было несколько браков, дети от этих браков, блистательная карьера в кино и, увы, такая ранняя смерть. Наверняка вы задумывались, как лучше, правильнее жить?

— Я думаю, этот выбор у разных людей складывается совершенно по-разному. Вот, может, единственное, чему я научился в жизни за последние 40 лет: рассматривать судьбу и жизнь частями, как мозаику, нельзя. На мой взгляд, взрослый мужчина — тот, кто может терпеть. Для одного свято чувство долга, а для другого нет ничего важнее и выше собственных чувств и страстей.

Для меня важны мой дом, семья и, конечно, работа. Возможно, мы с Наташей и поженились поздно — до официального брака 10 лет просто жили вместе, — и сына родили поздно как раз из-за того, что не было дома. Не хотелось начинать семейную жизнь в общежитии или в коммуналке. Я хотел, чтобы у нашего сына с момента его появления на свет было ощущение защищенности, своего гнезда, уюта и комфорта.

— Многие поклонники вашего творчества до сих пор не могут понять, отчего Игорь Скляр прочно вписался в менталитет именно города на Неве, а в Москве бывает только по работе.

— Мой характер нашел место по себе. Мне нравятся гармоничные питерские просторы. Кто-то считает, что Питер — город, построенный на костях, на болоте, отсюда и его болезненные проявления, тогда как для меня важно, что Санкт-Петербург создан с учетом золотого сечения Леонардо, что его архитектура, слава богу, пока еще соответствует параметрам человека — я имею в виду окна, этажи, высоты, широты, набережные, дворы, проходы, улицы: И необыкновенное северное небо.

— Небо — это чудесно, но вот улицы города на Неве не очень хорошо убираются, да и многие исторические здания находятся в жалком состоянии.

— Это уже бытовые мелочи. Если ты любишь женщину, можно и потерпеть, что она, к примеру, оставляет расческу с волосами на туалетном столике.

— Поклонницы не раз сожалели: Игоря Скляра любит вся страна, а он связал себя навеки всего с одной женщиной. Как защищали свою семью от воздыхательниц?

— С ведром и тряпкой в руках. Шел по ночам в подъезд и смывал надписи «Скляр, я тебя люблю!»

Наше досье

Игорь Скляр родился в 1957 году в Курске.

Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кино у Льва Додина в 1979-м.

Прославился ролью Кости Иванова в фильме «Мы из джаза» (1983). Снялся в 40 фильмах. Живет в Павловске.